Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [994]
Капитализм [134]
Война [432]
В мире науки [71]
Теория [708]
Политическая экономия [13]
Анти-фа [48]
История [522]
Атеизм [38]
Классовая борьба [394]
Империализм [179]
Культура [998]
История гражданской войны в СССР [205]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [34]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [54]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [241]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2017 » Декабрь » 28 » Теодор Драйзер. АМЕРИКАНСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
13:01

Теодор Драйзер. АМЕРИКАНСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Теодор Драйзер. АМЕРИКАНСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ-2 серия

01:07:37


Спешка и гонка — вот что определяет темп жизни в этой обширной стране.

Пусть как можно больше будет скорость автомоби­лей, мощность машин, высота небоскребов, сооружае­мых в рекордные сроки, как можно головокружительней бег поездов по туннелям подземки! Побольше городов, побольше бизнеса, побольше дел и забот,— как будто именно мы, из всех народов, призваны не только меха­низировать, но и заселить весь мир! Но зачем все это делается? Для какой-то определенной цели? Ради соз­дания каких-то высших духовных ценностей? Мне ка­жется, что наоборот, в такой обстановке человек неиз­бежно «выдыхается» и физически и морально; и с миллионами людей это либо уже произошло, либо дол­жно произойти в ближайшем будущем. Они живут и умирают, так ничего и не испытав, ради чего стоило бы жить. Жизнь среднего человека превратилась в сплош­ную муку: так она ничтожна и бессмысленна, до такой степени сам он сбит с толку и заранее обречен на по­ражение!

Короче говоря, самые условия жизни в наших про­мышленных городах и поселках таковы, что не только отнимают у человека покой, но и вконец разрушают его нервную систему, а людей более впечатлительных, слу­чается, даже доводят до самоубийства. Число тех, кто в смерти видит единственное избавление, не только не уменьшается, но неуклонно растет.

Больше того: теперь уже совершенно ясно, что на Америку и на страны, связанные с ней в финансовом отношении, надвигается катастрофа. Во время нынешне­го  мирового кризиса Англия вынуждена была отказать­ся от золотого стандарта и временно закрыть лондон­скую биржу. Аналогичные явления происходят и в дру­гих странах: Норвегии, Швеции, Дании и Египту тоже пришлось отказаться от золотого стандарта. Мировой кризис все углубляется.

Катастрофа в сущности уже разразилась в Америке; и первый ее признак—безработица, охватившая сейчас миллионы людей. Те, кто потерял работу, терпят жесто­кую нужду и страдают от голода. А те, кто работу еще сохранил, живут под постоянной угрозой снижения зара­ботной платы. Когда компания «Юнайтед Стейтс стал»снизила зарплату своим рабочим, в газете «Нью-Йорк таймс» на первой странице появился жирный заголовок такого содержания: «Снижение зарплаты продолжает­ся — акции поднялись на четырнадцать пунктов».  Это уже прямой сигнал бедствия. В настоящей книге я став­лю себе задачей выяснить причины нынешнего экономи­ческого положения. Что привело нашу экономику к тому состоянию, и мотором она находится сейчас?

В настоящее время в Америке ясно ощущается все растущее недовольство рабочих масс и близость крова­вых классовых боев.

«Нью-Йорк тайме» выражает опасение, что в неко­торых округах штата Кентукки борьба труда и капитала может перерасти в гражданскую войну. В округе  Харлан крупные угольные компании, контролируемые Мор­ганом, Инсуллами, Фордом, Меллоном и пр., создали для своих шахтеров совершенно нечеловеческие условия существования. Полиция шахтовладельцев применяет про­тив стачечников беззаконные террористические меры, по­пирая все права, гарантированные им конституцией и за­конами штата. Шахтеров арестовывают сотнями—исклю­чительно для того, чтобы их запугать. Родственники окружного судьи сами являются владельцами шахт. Вы­боры фальсифицируются. И все это, включая такие дей­ствия полиции, как взрыв бесплатной столовой для басту­ющих или автомобиля, развозящего им продовольствие, беззаконное вторжение в квартиры стачечников и безза­конное их избиение, а также расстрел безоружных шахте­ров из пулемета, — все это говорит о крайнем обострении борьбы труда и капитала, причем теперь рабочим приходится бороться уже за самое свое существование.

Этот звериный индивидуализм, эти типично капитали­стические формы борьбы и делают нашу жизнь столь мрачной; это-то и лишает нас всякой уверенности в завтрашнем дне. Под словами: «На господа уповаем», вы­битыми на нашем долларе, следовало бы написать: «И к чорту тех, кто остается позади», — то есть в данном слу­чае рабочих. А правительство, не считаясь более с общественным мнением, уже не находит нужным заботиться обо всех и опекает только самых сильных (предоставляя им, если на то будет их добрая воля, позаботиться, в свою очередь, об остальных).  Миллионы людей в Амери­ке живут сейчас в постоянной тревоге — как добыть себе на завтра пищу и кров. И бороться за это они обречены до своего последнего дня, пока смерть не положит конец этой борьбе. Ибо как может рабочий и даже мелкий пред­приниматель — по существу жертва крупных трестов
и банков — обеспечить свое будущее?

Один предприниматель борется против другого, одна группа против другой группы, один трест против других трестов, — а страдает везде «маленький человек»; и вся наша жизнь служит подтверждением научной теории, гласящей, что там, где мельчайшие частицы энергии на­ходятся в движении и сталкиваются между собой, суть процесса сводится к тому, что одна частица теряет неко­торую долю своей силы, а то и всю, а другая ее при­сваивает. Но откуда это неистовство, эта глухота ко всем доводам рассудка, из-за которой миллионы мужчин и женщин вынуждены работать так много и получать так мало? Какие особенности американской жизни породили свирепствующую ныне борьбу между трудом и капита­лом, отдельной личностью и трестом, правительством и народом?

Что собственно происходит сейчас в Америке?.. Кор­порации, банки, держательские компании и тому по­добные организации становятся все сильнее, а отдельный человек все слабее — и экономически и духовно. В шко­ле его учат салютовать американскому флагу и хвалить­ся стопроцентным патриотизмом, которого он, может быть, в себе вовсе и не чувствует; за ним шпионят, про­веряя его нравственность; ему силой навязывают опре­деленные взгляды на воспитание и определенные полити­ческие воззрения — и даже способы развлекаться. Еще во время войны представители некоторых влиятельных группировок, да и просто люди радикальных взглядов, пред­сказывали, что весь этот военный бум в промышленности приведет лишь к мнимому «процветанию», от которого «маленькому человеку» станет только хуже; что он обо­гатит тресты, но обеднит и оглупит среднего американца. Так оно и получилось. «Маленький человек» находится в полной зависимости от корпораций, которым нет ника­кого дела до его будущего. Да и его настоящее обеспе­чено не лучше: его в любую минуту могут уволить, — и чем дальше, тем эта угроза становится неотвратимее. Каждый лишний седой волос, каждый год  его жизни, проведенной на службе компании, приближает роковую развязку. И на помощь государства ему нечего рассчи­тывать: помощь получает только эксплоатирующая его компания. Короче говоря, ни крупные тресты, ни мощные финансовые объединения, ни само правительство, кото­рое так любовно их пестует, не имеют никаких обя­зательств перед отдельным человеком. Его предают в руки демона нищеты.

К началу первой мировой войны из 117 000 000 насе­ления Соединенных Штатов, 14 000 000 составляли лица, родившиеся за пределами США, а 21 000 000—родившиеся в Америке, но от родителей-иммигрантов. Война нарушила их благополучное, или по крайней мере за­полненное мирным прудом существование; на них тяже­ло отразился тот факт, что немцы начали истреблять бельгийцев, русские, французы и англичане драться с немцами, австрийцы, итальянцы и балканские народы уничтожать друг друга и так далее.  Но позвольте, ведь в Америке столько говорилось о том, что нужно амери­канизировать иммигрантов путем предоставления им рав­ных возможностей с коренным населением, равных прав и свобод; о том, что Америка — это гигантский плавиль­ный котел, в котором все национальности сплавляются в единый американский народ. Да, а война всему этому положила конец. Плавильный котел? Глупая, сентимен­тальная выдумка, о которой давно пора забыть. Свобо­да? Никаких свобод, кроме тех, что вашей новой родине будет благоугодно вам дать. Военные законы, направлен­ные против свободы слова, подавляют общественное мне­ние. Дальнейшей иммиграции чинятся такие препятствия, что муж не может вызвать свою жену с детьми в Америку. Так лопнула вся наша хваленая американизация.  Погоня за наживой и черствое делячество, согласно мо­ральному шаблону, изготовленному Уолл-стритом, вот что выставляется сейчас как идеал, а банки и корпора­ции заботятся о его осуществлении. Наша новейшая американская философия, которая, кстати сказать, есть не что иное, как идейное отражение этого новоявленного господства банков и трестов, занимается главным обра­зом тем, что восхваляет и проповедует предпринима­тельство грандиозных масштабов. Побольше денег и поменьше свободы, побольше деспотизма и помень­ше образования для масс! Такая идеология всегда сопутствует режиму, утверждающему абсолютную власть немногих лиц над большинством народа. Оли­гархия!

Но против этой кучки власть имущих теперь подни­маются миллионы рабочих, вынужденных работать за гроши, питаться кое-как, терпеть подчас грубое обраще­ние и вечно тревожиться о своем завтрашнем дне. Сюда же относятся те, о ком я уже упоминал, — люди, вос­стающие против капиталистических войн; и те амери­канские граждане иностранного происхождения, которых война заставила почувствовать себя иностранцами и ко­торые теперь невольно обращаются мыслью к своей ста­рой родине: они начинают задумываться над тем, как правительство разрешает там экономические проблемы, — например, как их разрешает Советское правительство в России, — и соображать, нельзя ли использовать этот опыт в Америке для борьбы против алчных и эгоистиче­ских корпораций. Да и вообще рабочие сейчас уже на­чинают понимать, что войны ведутся ради выгоды капиталистов. Это слишком уж очевидно. А облик тех господ, которые устами своих правительств объявляютвойну для того, чтобы предотвратить падение своих при­былей или выжать новые прибыли (и какие!) из чужих стран, а также из своей собственной, все яснее вырисо­вывается как облик самых доподлинных грабителей, международных пиратов. (Достаточно вспомнить наши собственные, американские войны, начиная с войны 1812 года.) Короче говоря, в настоящее время и рабочий и фермер начинают понимать, что им самим война и подготовка к войне не сулит никаких благ, а только кро­вавые жертвы и еще большую нищету, и поэтому объ­единяются для совместной борьбы против капиталиста.

Зато банки и тресты Соединенных Штатов всегда готовы финансировать и даже разжечь войну в любой стране, где интересы капиталистов оказываются под угрозой. Так, многочисленные перевороты в странах Южной и Центральной Америки несомненно субсидиро­вались капиталом Соединенных Штатов. И такие банки, как, например, «Дж. П. Морган энд Компани», орудуют сейчас во всех частях света — от Азии до Южной Аме­рики. Когда требуется защитить свои капиталовложения или капиталовложения своих наиболее крупных акцио­неров, они имеют полную возможность расправиться с населением почти что любой страны либо косвенным пу­тем, действуя через свое собственное правительство, либо подкупая солидной ссудой капиталистическое правитель­ство или диктатора этой же страны, ибо те и сами непрочь учинить подобную расправу. Как пример могу привести хотя бы Кубу и ее диктатора Мачадо, которому американские финансисты и промышленники оказывают всяческую поддержку в его стараниях поработить 3 ООО ООО кубинских граждан, влачащих голодное суще­ствование в своих жалких хижинах. Эти несчастные вос­стали — и единственно по той причине, что подобную нищету никакой человек не в силах вынести. Но наши финансисты и промышленники не только взяли в свои ру­ки таможни Кубы, но и диктуют свою волю правительству этого независимого государства, превращая его, таким образом, в настоящий протекторат. А не то они посы­лают свои ультиматумы через наш государственный де­партамент, — ультиматумы тем более веские, что они вручаются под прицелом пушек американских военных кораблей. Это уже доподлинный империализм— того жесорта, что и англиискии или германский — яркий пример мы недавно видели в Панаме. Такая политика глубоко противна всем американцам, любого круга и слоя обще­ства, кроме капиталистов, но именно эту политику пропо­ведуют консерваторы известного типа, всегда готовые кричать о необходимости вооружаться и защищать наших граждан за границей. А тем временем тут же, у нас под боком, растет и крепнет империализм Уолл-стрита.

Беда в том, что у нас в Америке существует неограни­ченная свобода действий для хитрых и сильных, которые, прикрываясь, как щитом, лозунгом «равных для всех возможностей», стремятся установить лично для себя осо­бые, или, иначе сказать, неограниченные, права и приви­легии и захватить проистекающие отсюда власть и богат­ство, тогда как остальные девяносто или девяносто пять процентов американских граждан живут в нужде. Имен­но к этому мы и пришли в конце концов: хитрые и силь­ные сумели ловко расправиться со страной «равных для всех возможностей», — с самого начала они захватили ее огромные богатства и присвоили их (я говорю сейчас не только о тех миллионах акров земли, которые пра­вительство раздавало влиятельным лицам, но главным образом о природных ее ресурсах — лесах, рудных бо­гатствах, нефти, а также о различных привилегиях и концессиях — на железные дороги, на пересылку грузов, на телеграф, на освещение и так далее, — которые они ухитрились получить или украсть). А теперь, пользуясь своим богатством и экономической силой, которую дает богатство, и властью, которая им сопутствует, они уже начинают диктовать свою волю правительству, — тому самому правительству, которое, исходя из принципа «равных для всех возможностей», позволило им приоб­рести эту власть.

Но это такой процесс, который не может нарастать бесконечно. Высшая точка уже почти достигнута. Ибо из начальной стадии, когда отдельный человек мог нажи­вать миллионы и сотни миллионов долларов, снова вкла­дывать их в дело и единолично ими управлять, мы уже перешли в следующую стадию, когда такой капиталист неизбежно объединяется с другими, и они сообща учреж­дают и контролируют банки, тресты, корпорации, через посредство которых (и тратя на это гораздо меньше тру­да, чем раньше) они уже могут оказывать давление на государственную власть. В самом деле, кто решает все дела в конгрессе и вне конгресса, в отдельных штатах и городах, как не тресты и банки? Тресты и корпорации, пуская в ход все подвластные им орудия — политиков, суды, полицию, адвокатов, — могут теперь не только охранять и умножать свои миллионы или миллиарды, но еще и подавлять всякую конкуренцию, как законными, так и беззаконными способами, — но всегда, заметьте, с согласия правительства; они даже ухитряются теперь за­ставлять правительство и народ, на чьих глазах и благо­даря чьему попустительству или недомыслию, или тому и другому вместе, они приобрели столь большую силу, по­могать им в их действиях. Взять хотя бы такие объеди­нения, как «Стандард ойл Компани», или «Юнайтед Стейтс стил Компани», или большие железнодорожные компании, банки и корпорации предприятий обществен­ных услуг, — все они сейчас облагают данью, грабят и обсчитывают то самое правительство и тот самый народ, который в свое время — возможно, и не предвидя, что из этого получится, — позволил этим хищникам отра­стить себе зубы!

Но мало того, что у нас всем верховодят денежные мешки (и это под благосклонным взором правительства, которое было поставлено вовсе не для того, чтобы это терпеть); сейчас у нас существует вдобавок господство целых семейств, настоящая династическая власть князей капитала — Морганов, Рокфеллеров, Дюпонов; их на­следники и преемники, их дети, которые сами ничего не создали и не усовершенствовали, а только получили от отцов имя и капитал, претендуют, однако, на этом осно­вании, на право решать, кому быть первым и кому последним в общественной и финансовой иерархии. Од­новременно протекают два процесса: семья капиталиста возносится на недосягаемую высоту, а семья рабочего, под давлением безработицы и нищенской зарплаты, ска­тывается все ниже и ниже. Это характерная черта за­гнивающего капитализма. Короче говоря, сейчас в Америке идет спор между богатыми и бедными, спор о том, сохранит ли рядовой американец свое достоинство и жизнь, как бы мал и беден он ни был, или же коммер­ческая олигархия окончательно заберет власть в свои ру­ки и будет диктовать остальным ста двадцати пяти миллионам что им делать, и что им думать, и на какую ми­нимальную  (непременно минимальную!)сумму им жить, пока горсточка других (сильных и хитрых) делает, что им нравится, и живет в полное свое удовольствие. Вот из-за чего разгорается борьба!

Но посмотрим теперь, какими методами действуют эти олигархи, а также их корпорации, которые так хорошо окопались с помощью закона и теперь уже норовят указывать всему народу, во что ему верить, за кого голо­совать, на кого работать, сколько получать за свою ра­боту, что думать и так далее. Мне кажется, не стоит — ибо это слишком уже не ново! — подробно рассказывать о том, как организуются предвыборные кампании с целью провести в президенты угодного трестам и банкам кандидата; как государственная политика определяется интересами финансовых объединений и стоящих за ними крупных промышленных корпораций; как просвещение, печать, религия, публичные выступления — все подчи­няется выгоде тех, у кого в руках власть и кто постоянно стремится эту власть расширить и укрепить.

В настоящее время в Америке кучка захвативших власть магнатов стремится обратить в рабство наш ве­ликий народ — и в этих целях она, прежде всего, ста­рается духовно его растлить. Именно это, и только это, побудило меня вмешаться в происходящую борьбу.

Любопытно проследить, какие для этого употребля­ются средства. Одно время считалось, что религия (да здравствует потребность человеческого сердца в вере!) будет покорно склоняться перед любой формой господ­ства и власти. Оказалось, что это не совсем так. Ибо в Америке поборники и служители религии, священники, епископы и кардиналы, сами стремятся приобрести власть наряду с денежными магнатами и даже подчинить себе денежного магната, его правительство и его рабов. Они сумели завладеть прессой и заставляют ее служить себе. В тысячах американских газет и журналов вы найдете статьи и передовицы, прославляющие пользу и утеши­тельность религии, — и немалое их количество писано ка­толиками или по крайней мере инспирировано католической церковью и представляет собой плод ее ловкой про­паганды. А эта церковь, самая могущественная, самаяхитрая и самая вредоносная из всех, никогда не остав­ляла мечты о верховной власти для себя, и только для себя. Но об этом после.

В нынешней войне капитала против народа, прави­тельства против народа, церкви против народа — обра­зование и общественное мнение поставлены на службу интересам трестов и церкви. И от этого образование, разумеется, чахнет и хиреет. Да и как ему не хиреть, когда люди лишены возможности говорить правду и, как неизбежное следствие, перестают даже ее искать.

А тем временем наши нынешние господа и повелите­ли — капиталисты — изобретают разные бессовестные и хищнические способы повышения прибылей и совместно с банками наживаются на спекуляциях своими акциями и облигациями, обесценивая тем другие ценные бумаги. Дивиденды в сорок или пятьдесят на сто! И, стало быть, прибыли в несколько тысяч процентов на основной капитал. Но к чему все это нас приведет? Если не к финансовой диктатуре одного лица — так сказать фи­нансового Цезаря, то единственная другая возмож­ность — это антитеза первой: центральный комитетнарода, как в России, полновластно руководящий всеми начинаниями и их осуществлением и ставящий себе пер­вой и единственной целью благо всего народа, а не какой-нибудь отдельной группы. Либо то, либо другое будет непременным результатом нынешней борьбы масс против олигархов. К такому выходу нас неуклонно тол­кают действующие ныне силы борьбы и разрушения, ко­торые необходимо изучить и понять.

Все связанное с этим вопросом и составляет тему данной книги, написанной исключительно для тех, у ко­го есть достаточно терпения и желания разобраться в том, что происходит сейчас в Америке и куда она идет.

Читать полностью http://kvistrel.ucoz.ru/stati/politik/TragAmerica.pdf



Категория: Империализм | Просмотров: 624 | Добавил: kvistrel | Теги: США, империализм, кинозал, теодор драйзер, писатель, наше кино, Советское кино
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма социал-демократия поэзия Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2018