Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1026]
Капитализм [135]
Война [433]
В мире науки [76]
Теория [749]
Политическая экономия [13]
Анти-фа [60]
История [555]
Атеизм [38]
Классовая борьба [410]
Империализм [180]
Культура [1011]
История гражданской войны в СССР [207]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [40]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [66]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [293]
Биографии [11]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2018 » Апрель » 29 » РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. Донецкий угольный бассейн. Экономико-географический очерк.
15:09

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. Донецкий угольный бассейн. Экономико-географический очерк.

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. Донецкий угольный бассейн. Экономико-географический очерк.

Я люблю

01:10:50

Донецкие шахтеры

01:36:19

 Донецкий угольный бассейн

Экономико-географический очерк.


Первые угольные копи промышленного значения были открыты с целью обеспечения топливом Луганского металлургического завода, построенного в 1795—97. Однако он вскоре был закрыт и выплавка чугуна на каменном угле возобновилась только в 30-х гг. 19 века; из-за отсутствия транспорта и по другим причинам до 60-х годов добыча была незначительной: за 1796—1806 годы добыто всего 40 тысяч тонн угля; в 1860 году — около 100 тысяч тонн, в 1870 — 250 тысяч тонн.

 

 

Резкое увеличение добычи угля началось после реформы 1861 в связи с развитием капитализма в России, ростом потребления угля железными дорогами, сахарной промышленностью, а позже металлургией Юга.

 

 

 

С 1870 по 1913 добыча угля возросла в 100 раз и достигла 25 млн. тонн (из них в украинской части современного Донбасса 22,8 млн. т). Бассейн стал первым по добыче среди угольных районов России. Этому способствовало крупное железно-дорожное строительство, особенно открытие в 1869 году Курско-Харьковско-Азовской, в 1871 году Воронежско-Ростовской дорог, в 1884 железной дороги Донбасс—Кривой Рог; дороги давали выход угля в районы потребления и обеспечивали подвоз железных руд Криворожья в угольный бассейн для крупной металлургии. В то время основными потребителями угля были железные дороги (1881 год — 49%, 1913 год — 27%), металлургия (1913 год — 22%). Донецкий угольный бассейн стал главной составной частью южного горнопромышленного района.

В.И. Ленин "Развитие капитализма в России"

Для иллюстрации строя промышленности на Юге возьмем данные о каменноугольном производстве Донецкого бассейна (здесь средняя величина копей мельче, чем во всех остальных районах России). Группируя копи по числу рабочих, получаем такую картину :

492

 

Группы копей по числу рабочих В Донецком бассейне Приходится на 1 копь На 1 рабо-
чего тыс. пуд. угля
Число Добыто угля тыс. пуд. Число паровых рабо-
чих
угля тыс. пуд. паровых
копей шахт и штолен рабо-
чих
машин сил машин сил
I. Копи, имеющие до 10 рабочих 27 31 172 178 - - 6,4 6,6 - - 1,0
II. » » 10-25 » 77 102 1250 3489 8 68 16,2 45,3 0,1 0,8 2,8
III » » 25-100 » 119 339 5750 28693 62 766 48,3 241,1 0,5 6,4 4,9
IV. » » 100-500 » 29 167 6973 59130 87 1704 240,4 2038,9 3 58,7 8,4
V. » » 500-1000 » 5 67 3698 23164 24 756 739,6 4632,8 4,8 151,2 6,3
VI. » » 1000 и более рабочих 3 16 5021 53605 29 1724 1673,7 17868,3 9,6 574,6 10,6
Копи с неизвестным числом 9 40 ?
(2296)
15008 18 808
Всего 269 762 25167 183267 228 5826 93,5 681,3 0,9 21,6 7,3

 

 


493
РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ

Таким образом, в этом районе (и только в этом) есть чрезвычайно мелкие, крестьянские копи, которые, однако, несмотря на свою многочисленность, играют совершенно ничтожную роль в общем производстве (104 мелкие копи дают лишь 2% всей добычи угля) и отличаются в высшей степени низкой производительностью труда. Наоборот, 37 крупнейших копей занимают около 3/5 всего числа рабочих и дают свыше 70% всей добычи угля. Производительность труда повышается наряду с увеличением размеров копей, даже и независимо от применения машин (ср., напр., V и III разряды копей по числу паровых сил и по размеру производства на одного рабочего). Концентрация производства в Донецком бассейне все возрастает: так, за 4 года, 1882-1886, из 512 отправителей угля 21 вывозили более 5000 вагонов (т. е. 3 млн. пуд.) каждый, всего 229,7 тыс. вагонов из 480,8, т. е. менее половины. За четыре же года, 1891-1895, было 872 отправителя, из которых 55 вывозили более 5000 вагонов каждый, всего же 925,4 тыс. вагонов из 1178,8, т. е. свыше 8/10 всего числа*.

 

Источник

Развитие капитализма в России

 


         Угольная, как и другая промышленность Донбасса находилась в руках иностранного капитала. Франко-бельгийский синдикат «Продуголь» (основан 1904) контролировал 75% добычи угля Донецкого угольного бассейна и почти 70% его сбыта. Монополисты жестоко эксплуатировали рабочих. Добыча на шахтах велась вручную.

 

В 1913 было 1200 шахт со среднегодовой добычей на шахту 21,1 тыс. т, мощность механических двигателей на одну шахту была в среднем 150 лошадиных сил, но и эта механическая энергия обслуживала лишь подъём угля, вентиляцию и водоотливы.


         За годы Гражданской войны 1918—1920 годах угольная промышленность Донбасса подверглась большим разрушениям. В 1920 году угля добывалось в 6 раз меньше, чем в 1916 году. В восстановительный период началось возрождение Донбасса. К 1928 году  добыча достигла 30,7 млн. тонн. В годы довоенных пятилеток (1929—1940) построено свыше 100 новых шахт, заводы горношахтного оборудования, углеобогатительные фабрики и другие предприятия. Резко увеличилась добыча угля: к 1940 она составила 94,3 млн. тонн (в том числе в пределах Украины 83,5 млн. тонн). Рост добычи сопровождался коренной технической реконструкцией шахтного фонда, концентрацией производства; 87% угля добывалось на шахтах суточной производительностью свыше 500 тонн. Донбасс наряду с положением первой металлургической базы Советского Союза стал районом комплексного развития тяжёлой индустрии.


         В 1941—1943 годах промышленность, особенно угольная, была почти полностью разрушена немецко-фашистскими оккупантами. Восстановленная в послевоенный период, она развивается на базе новой техники, на основе крупного капитального строительства и роста производительности труда.

 



Категория: История | Просмотров: 582 | Добавил: lecturer | Теги: Ленин, шахтеры, украина, Фильм, кинозал, развитие капитализма, россия, наше кино, капитализм
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар Парижская Коммуна пролетарское государство учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс наука США классовая война коммунисты театр титаны революции сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2018