Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1085]
Капитализм [165]
Война [478]
В мире науки [88]
Теория [873]
Политическая экономия [56]
Анти-фа [76]
История [602]
Атеизм [39]
Классовая борьба [412]
Империализм [211]
Культура [1291]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [60]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [420]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2020 » Ноябрь » 13 » Прокофьев Сергей Сергеевич, советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР
07:00

Прокофьев Сергей Сергеевич, советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР

Прокофьев Сергей Сергеевич, советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР

S. Prokofiev: Zdravitsa op. 85 (1939)

00:12:59

Prokofiev October Cantata opus 74 with Machine Guns - Revolution

00:09:59

 

Иван Грозный (1 серия)

01:39:24

Иван Грозный (2 серия)

01:25:53

Александр Невский

01:48:41

Хрустальный башмачок

01:19:42

Опера Прокофьева "Война и мир". Часть 1.

01:18:19

Опера Прокофьева. Война и мир. Часть 2.

01:14:24

Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"

00:15:31

С.Прокофьев "Обручение в монастыре" ("Дуэнья")

02:37:05

Ромео и Джульетта

01:27:41

Sergei Prokofiev '' The Stone Flower'',choreography Yuri Grigorovich, conductor Alexandrs Vilumanis

01:50:54

 

Биография

Прокофьев Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, — 5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 — Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 — дирижирования (у Н. Н. Черепнина) и фортепиано (у А. Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба П. с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.

Становление Сергея Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы ("Сарказмы", "Мимолётности"), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы П. созданы 2 оперы ("Маддалена", 1913, и "Игрок" по Ф. М. Достоевскому, 1915—16, 2-я редакция 1927), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915—20), "Классическая" (первая) симфония (1916—17), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика Сергея Прокофьева — активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А. А. Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия "Игрока"; живописность и поэтичность сказки "Гадкий утёнок" для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой "Скифской сюиты" (1914—15); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета "Сказка про шута...". С 1908 П. начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр — исполнитель собственных произведений.

Весной 1918 Прокофьев направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 он живёт в Германии, а с 1923 — в Париже. Зарубежный период творчества Сергея Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую "Любовь к трём апельсинам" по К. Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по В. Я. Брюсову (1919—27). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928). В 1930 для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930—47), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917—21, 1931, 1932).

В последние годы пребывания за рубежом творческая активность Сергея Прокофьева стала снижаться — давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни" ("Сергей Прокофьев". Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 принимает решение окончательно возвратиться на Родину.

Он становится в ряды активных строителей советской музыкальной культуры. В течение нескольких лет (с 1933) ведёт занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве Сергея Прокофьева наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал балет "Ромео и Джульетта" (1935—36), в котором композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистической силы. Опера "Семен Котко" по повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала трудную задачу освоения современной темы в оперном театре. Значительное место в предвоенные годы занимала работа Сергея Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссёрами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений П. стала музыка к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. Обращение к народной историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу творчества Сергея Прокофьева, ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях — кантате "Здравица" (1939) на народные тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942—45; в редакции М. И. Чулаки создан балет, пост. 1975, Большой театр) и др.

В 30-е гг. Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 30 — начало 40-х гг. отмечены новым взлётом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой "Обручение в монастыре" по пьесе Р. Б. Шеридана "Дуэнья", балетом "Золушка" (Государственная премия СССР, 1946). Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941—45.

Важнейшей работой военных лет стала опера "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (1941—52)— Одно из центральных произведений в творчестве композитора и крупнейшее достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в др. сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939—42; Государственная премия СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945—47). С этой же темой связана и последняя опера "Повесть о настоящем человеке" по Б. Н. Полевому (1947—48).

В послевоенные годы творчество Сергея Прокофьева приобрело черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты. Всё большее место начинают занимать в нём светлые лирические или фантастические образы (9-я соната для фортепиано, 1947; соната для виолончели и фортепиано, 1949). По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая сюита "Зимний костёр" (1949) и оратория "На страже мира" на тексты С. Я. Маршака (1950) — за оба произведения Государственная премия СССР, 1951; балет "Сказ о каменном цветке" по П. П. Бажову (1948—50); 7-я симфония (1951—52), за которую Прокофьев первым из советских композиторов был удостоен Ленинской премии (1957).

Государственная премия СССР в 1946 за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фортепиано и музыку к 1-й серии фильма "Иван Грозный" и в 1947 за 1-ю сонату для скрипки и фортепиано.

Сергей Прокофьев вошёл в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству композитора в высшей степени присущи действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Сергея Прокофьева — вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, кристально чистая. В процессе развития его творчества всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей,  значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом, существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счёт широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер Сергея Прокофьева характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи.

Большое место в творческом наследии Сергея Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.

Творчество Сергея Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 в. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955—67 изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Автобиография, М., 1973.

Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Сергей Прокофьев, Л., 1927; С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, 2 изд., М., 1961; Черты стиля С. Прокофьева. Сб., М., 1962; Сабинина М., "Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; Рогожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М. — Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, 2 изд., М., 1965; Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967; Слонимский, Симфонии Прокофьева, М., 1964; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; его же. Список литературы по теме "Прокофьев", в сборнике: Музыкальный современник, в. 1, М., 1973; Арановский М., Мелодика С. Прокофьева, Л., 1969; Степанов О., Театр масок в опере С, Прокофьева "Любовь к трём апельсинам", М., 1972; Блок В., Виолончельное творчество Прокофьева, М., 1973; Сорокер Я., Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева, М., 1973; Дельсон В., Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева, М., 1973; Нестьев И., Жизнь Сергея Прокофьева, 2 изд., М., 1973.

  О. Б. Степано.



Категория: Культура | Просмотров: 1008 | Добавил: kvistrel | Теги: кинозал, советская музыка, наше кино, Советское кино, культура, музыка
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь юмор писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс наука США классовая война коммунисты для детей театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2020