Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [967]
Капитализм [133]
Война [432]
В мире науки [71]
Теория [687]
Политическая экономия [13]
Анти-фа [48]
История [504]
Атеизм [38]
Классовая борьба [395]
Империализм [179]
Культура [990]
История гражданской войны в СССР [205]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [29]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [50]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [219]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2017 » Октябрь » 7 » ПОИСК СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ ПУТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА в 50-80-х годах XX в. СССР, Югославия, Польша и Венгрия
08:25

ПОИСК СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ ПУТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА в 50-80-х годах XX в. СССР, Югославия, Польша и Венгрия

ПОИСК СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ ПУТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА в 50-80-х годах XX в. СССР, Югославия, Польша и Венгрия

Коммунист


Возвращение Нейтана Беккера

01:05:45

Цемент

02:06:47

Премия

01:24:13

С началом 50-х годов XX в. социалистические страны вступили в новый период всестороннего строительства и активного исследования путей построения социализма. Каждая из стран добилась значительных успехов в строительстве социалистического строя, их совокупное могущество стремительно росло, уровень жизни населения постоянно повышался, что демонстрировало преимущества социализма, влияние которого постоянно увеличивалось во всем мире. В связи с изменениями условий эпохи и международной обстановки, а также в связи с тем, что в различных социалистических странах не существовало правильного отношения к советской модели, не решалась проблема взаимоотношений между изучением советской модели, заимствованием ее опыта и своей собственной практикой, в результате в социалистическом строительстве в различных странах возникли извращения разного уровня. Наряду с этим в некоторых странах появились разногласия относительно пути построения социализма. К этому добавились сложные исторические причины и раскол социалистического лагеря, что привело международное коммунистическое движение к колоссальным трудностям.

ПУТЬ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР

И ДРУГИХ СТРАНАХ

После завершения Второй мировой войны произошло быстрое восстановление Советского Союза, в стране начался новый этап строительства социализма. Другие страны, вступившие на путь социализма, залечив раны, нанесенные войной, укрепили новую народно-демократическую власть, установили социалистический строй и начали крупномасштабное построение социализма. Первоначально все эти страны по большей части брали за образец советскую модель строительства социализма. По мере того как пороки советской модели становились в практике этих стран все более очевидными, некоторые социалистические страны начали искать тот путь построения социализма, который бы соответствовал их национальным особенностям. Хотя им пришлось пройти через трудности и сложности, совершить серьезные ошибки, однако им удалось добиться очевидных достижений, приобрести ценный опыт.

1. Строительство социализма в Советском Союзе

По мере восстановления после войны экономики недостатки высокоцентрализованной политической и экономической системы Советского Союза становились все более очевидными. С середины 50-х годов и до начала 80-х годов XX в. в Советском Союзе проводились урегулирования и реформы различного уровня, однако они не затрагивали в основном высокоцентрализованную систему планирования. После середины 70-х годов вопросов, связанных со строительством социализма, становилось все больше и больше, уровень жизни народа повышался медленно.

1. Строительство социализма

в период восстановления экономики

после войны и последних лет правления И.В. Сталина

Вторая мировая война нанесла огромный урон национальной экономике Советского Союза, погибло более 20 млн человек, было разрушено огромное количество городов и сел, материальные потери страны по довоенному курсу цен составили около 2,6 трлн рублей. По прогнозам западных стран, Советскому Союзу требовалось по меньшей мере несколько десятков лет для того, чтобы восстановить разрушенную войной экономику. Однако под руководством Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) Советский Союз, опираясь главным образом на активные усилия широких народных масс своей страны, сумел не только быстро восстановить, но и осуществить развитие социалистической экономики; когда была завершена четвертая пятилетка (1946-1950), национальная экономика Советского Союза по основным показателям не только достигла, но даже превысила довоенный уровень, произошло сравнительно большое повышение материального и культурного уровня народа, что ясно показало преимущества социалистического строя. Кроме того, советские ученые сломали монополию США в области техники, овладели ядерной технологией. 23 сентября 1949 г. было успешно проведено первое испытание ядерного оружия, а в 1954 г. была построена первая атомная электростанция.

В этот период И.В. Сталин и ВКП (б) вели дальнейший поиск закономерностей строительства социализма и достигли здесь некоторых результатов. В 1952 г. И.В. Сталин опубликовал работу «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой подвел итоги строительства социализма. Он признал объективный характер экономических закономерностей социалистического строя, вывел основной экономический закон социализма:

«обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» (Сталин И.В. Соч. М.: Писатель, 1997. Т. 16. С. 182).

И.В. Сталин также отметил, что возникновение социалистического лагеря позволило социалистическим странам объединиться на экономической основе, что привело к распаду единого всеобъемлющего мирового рынка, поставило капитализм и социализм на один уровень и образовало два параллельных, противоположных друг другу рынка — капиталистический и социалистический. По его словам, социалистические страны должны в первую очередь развивать тяжелую промышленность и осуществлять совместное развитие, опираясь на экономическую взаимопомощь. Выдвижение объективного характера экономических законов при социалистическом строе являлось важным развитием марксизма, осуществленным И.В. Сталиным и ВКП(б). Теория «двух параллельных рынков» возникла во время холодной войны; осуществление плана Маршалла и появление блока НАТО привели к конфронтации и борьбе между миром капитализма и миром социализма. Это заставило социалистические страны для сохранения собственного существования встать на путь сотрудничества и взаимопомощи. Однако эта теория отрицает экономическую взаимозависимость социализма и капитализма. В условиях внешней блокады возникла самоизоляция строительства в социалистических странах, что в долгосрочной перспективе не способствовало их развитию.

2. Урегулирование в период правления Н.С. Хрущева

После смерти И.В. Сталина для руководителей Советского Союза стало очевидно, что в экономическом и социальном развитии страны существуют вопросы отсутствия координации в развитии экономики, в особенности медленно развивалось сельское хозяйство Советского Союза, не ощущалось присутствия жизненных сил и в развитии промышленности. В связи с этим Г.М. Маленков предложил ускорить развитие легкой промышленности, приложить все силы для развития сельского хозяйства для того, чтобы обеспечить быстрое повышение материального и культурного уровня жизни народа. В августе 1953 г. на V сессии Верховного Совета Н.С. Хрущев выступил с докладом «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства Советского Союза». Впоследствии ЦК КПСС неоднократно проводил совещания, на которых обсуждались вопросы сельского хозяйства, была выдвинута целая серия мер, призванных урегулировать систему управления сельским хозяйством. Главными были следующие: для того чтобы облегчить налоговую нагрузку на крестьян, поощрить развитие семейных подсобных хозяйств, были значительно подняты закупочные цены на продукты сельского хозяйства, отменена система продажи физическими лицами государству по фиксированным ценам продуктов подсобного хозяйства, сняты ограничения, касавшиеся приусадебных участков и разведения домашнего скота, снижен налог на подсобное хозяйство; была проведена реформа низовых форм организации труда, внедрена подрядная система в бригадах; сельскохозяйственное оборудование было продано колхозам, машинно-тракторные станции ликвидированы; была реорганизована система планирования и управления сельским хозяйством, расширена самостоятельность деревень и сельскохозяйственных предприятий. Все эти меры в определенной степени стимулировали производственную активность крестьян, производство продовольствия в СССР начало довольно быстро увеличиваться, положение в сельском хозяйстве улучшилось.

В марте 1957 г. Советский Союз приступает к реорганизации системы управления экономикой, начав с промышленности и строительства. Ее главное содержание сводилось к следующему: была подвергнута реформе централизация власти в управлении национальной экономикой, различные отрасли получили самостоятельность, было усилено управление работой структуры экономики на основе принципа демократического централизма. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В Советском Союзе начался переход от системы управления «министерство — главное управление — предприятия» к системе «совнархоз — управление — предприятие». Основная экономическая деятельность была из центра передана на места. В 1961 г. на XXII съезде КПСС было предложено расширить права предприятий, всесторонне использовать различные экономические рычаги, укрепить хозяйственный расчет, с тем чтобы с помощью определенных стимулирующих экономических мер управлять экономической деятельностью, еще больше расширить права местных органов в сфере управления предприятиями, контроля за их финансами и планированием, было уменьшено количество указаний центральной власти, передаваемых на места и предприятиям. В 1962 г. КПСС решила, в соответствии с производственным принципом, снизу доверху реорганизовать руководящие структуры партии и создать везде отдельные руководящие органы партии, отвечающие за руководство промышленным и сельскохозяйственным производством.

Во время правления Н.С. Хрущева хотя и пытались всеми силами избавиться от изъянов старой системы, при которой главным средством считались административные приказы, однако при решении этой проблемы не прибегали к экономическим методам, не следовали законам экономики и то ли умышленно, то ли нет пользовались старыми методами работы, опирались на метод административного вмешательства при управлении экономикой, пренебрегали собственными законами функционирования экономики, что приводило к тому, что постановления постоянно менялись. К 1960 г. центральная власть снова частично вернула себе полномочия планирования и управления. Реформа структуры промышленности прошла довольно извилистый  путь и в итоге вернулась к тому, с чего начиналась. При создании «промышленных» и «сельскохозяйственных партийных комитетов» первоначальным намерением было усиление руководства и непосредственного контроля над промышленностью и сельским хозяйством. Однако на практике это привело повсеместно к хаосу в управлении партийными органами. Тем не менее эта реформа была направлена на то, чтобы исправить недостатки высокоцентрализованной системы управления экономикой, расширить хозяйственную автономию местных органов власти и предприятий, стимулировать интенсификацию производства, задействовать вместе экономическую реформу и улучшение благосостояния общества. Эта реформа указывала некое направление для последующих экономических реформ, а также для того, чтобы дать социалистическим странам некоторые указания для осуществления реформ в последующем.

Что касается области политики, то в 1956 г. на XX съезде КПСС культ личности Сталина был подвергнут критике, было предложено разделить высшие должности в партии и правительстве, восстановить принцип коллективного руководства, вернуть президиуму и секретариату Центрального комитета функции руководства повседневной работой партии. Были изменены методы работы, связанные с нерегулярным созывом заседаний партийных органов на всех уровнях, съезды партии и пленумы ЦК стали проводиться в соответствии с установленным сроками. Ранее, после смерти И.В. Сталина КПСС начала исправлять ошибки, вызванные расширением борьбы с контрреволюционерами. После проведения XX съезда было пересмотрено большое количество судебных дел, сфабрикованных на основании надуманных, ложных и ошибочных обвинений, чтобы реабилитировать неправильно обвиненных людей. В это же время была произведена реорганизация органов государственной безопасности и был принят целый ряд новых законопроектов. Оздоровлена система правосудия, восстановлены служебные полномочия органов прокуратуры, расширена власть местных судов. КПСС упорядочила структуру подбора кадров, они стали подбираться и использоваться на основе их культурного и профессионального уровня и их практического потенциала. На руководящие посты всех уровней было назначено большое количество получивших специальное образование научно-технических специалистов, а также лиц, обладающих сравнительно высоким уровнем культуры, была претворена в жизнь система регулярного обновления кадров.

То, что КПСС пересматривала ошибочные, подложные дела по обвинению людей, которым были вынесены судебные приговоры, исправляла ошибки, связанные с расширением рамок борьбы с контрреволюцией, сыграло определенную позитивную роль для смягчения противоречия в обществе. Критика культа личности Сталина и исправление ошибок, допущенных при его правлении, помогли Советскому Союзу упорядочить внутреннюю и внешнюю политику. Однако критика Н.С. Хрущевым И.В. Сталина в большей степени страдала односторонностью и ограниченностью, отсутствием диалектической, исторической позиции; использование метода полного отрицания вызвало идейный хаос в рядах КПСС и народных массах Советского Союза, брожение в обществе, нанесли большой удар по коммунистическим странам и левым силам всего мира, стало основной причиной раскола социалистического лагеря и излюбленным предлогом для нападок западных капиталистических стран на социализм. Враждебные силы Запада воспользовались для развертывания антикоммунистического и антисоциалистического движение. Все это обернулось серьезными последствиями для международного коммунизма.

 

 3. Реформы в период Л.И. Брежнева

 

В октябре 1964 г. Л.И. Брежнев занял пост первого секретаря ЦК КПСС. Он подвел итоги реформ, проведенных Н.С. Хрущевым, и решил, что они не являются успешными. В связи с этим им было осуществлено упорядочение тех методов преобразований, которые использовались во времена Н.С. Хрущева; и в первый период своего правления Л.И. Брежнев провел достаточно серьезные реформы.

4 октября 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли Положение о социалистическом государственном производственном предприятии. С тех пор начались экономические реформы, проведение которых возглавил А.Н. Косыгин, в то время, занимавший пост председателя Совета Министров. Их цель заключалась в предоставлении предприятиям инициативы в управлении производством, главное содержание реформ состояло в следующем: улучшение механизма управления промышленностью, при сохранении за государством централизованного планирования расширение самостоятельности предприятий в управлении производством; усовершенствование работы по планированию, расширение прав предприятий в области планирования, уменьшении числа директивных указаний со стороны государства; расширение самостоятельности и инициативности предприятий и комбинатов в производственной деятельности, повышение роли предприятий как основных экономических единиц; развитие роли экономических рычагов, использование для усиления экономического стимулирования процесса производства таких средств, как цена, прибыль, премии и кредит, стимулирование интереса предприятий и рабочих к результатам производства, переход к использованию экономических средств для управления экономикой. Все вышеперечисленные мероприятия получили название «новая экономическая система», с 1966 г. она стала постепенно внедряться на территории всей страны. Однако в начале 70-х годов XX в. скорость развития советской промышленности стала снижаться, осуществление «новой экономической системы» зашло в тупик. Число плановых директив, направляемых государством предприятиям, снова увеличилось, самостоятельность предприятий была сильно ограничена.

Л.И. Брежнев занимал руководящий пост в течение 18 лет, за время его правления экономика и общество получили достаточно быстрое развитие, Советский Союз стал такой же, как и США, сверхдержавой, а совокупное могущество страны достигло своего пика. К концу 70-х годов XX в. процесс урбанизации был практически завершен, население городов выросло с 49,9 в 1960 г. до 62,4% в 1978 г.; стоимость продукции промышленности в период 1966-1971 годов увеличилась на 50%, началось строительство самой большой в мире в то время гидроэлектростанции и т.д., была создана целостная система социального обеспечения; рабочим и служащим увеличили длительность отпуска, рабочая неделя сократилась до пяти дней, заработная плата рабочих и служащих с 40-50 рублей в месяц в 1968 г. поднялась до 168,9 рубля в 1980 г. Однако Л.И. Брежнев не сумел воспользоваться шансом провести всестороннюю последовательную реформу высокоцентрализованной системы. В основном его реформы означали лишь внесение поправок в систему, никаких основательных изменений в нее внесено не было. Напротив, во время гонки вооружений с развитыми западными странами проводившаяся им политика еще больше усилила изъяны, существовавшие в развитии Советского Союза, страна из пика своего развития стала скользить к краю кризиса. Завоевание мирового господства Советский Союз рассматривал в качестве своей глобальной стратегии. Огромные военные расходы и бремя помощи другим государствам отняли все силы у Советского Союза; в то время как в развитых странах осуществлялась новая научно-техническая революция, в Советском Союзе по-прежнему считалось, что стратегическая цель — догнать и перегнать западные страны — заключается в увеличении объема производства продукции тяжелой промышленности; в стране продолжала использоваться экстенсивная модель развития.

После середины 70-х годов XX в. происходит старение высшего руководства КПСС, окостенение идеологии, отсутствовало стремление к новому; в партии и, более того, во всем обществе царили инертность, постоянно росли консерватизм и бюрократизм. Экономическое и социальное развитие Советского Союза замедлилось и в конце концов остановилось.

В ноябре 1982 г. Л.И. Брежнев умер, его преемником стал Ю.В. Андропов. Заняв пост Генерального секретаря ЦК КПСС, он сразу предложил некоторые меры по реформированию страны. Например, он внес поправки в брежневскую «теорию развитого социализма», предложил «теорию начала развитого социализма» и нового изучения этапов развития советского общества. Ю.В. Андропов выступал против громоздкого аппарата, сложившегося во времена руководства Л.И. Брежнева, его беспокоила ситуация, связанная со старением кадров, и он занялся преобразованием кадровой политики и начал искать молодые кадры. Для стимулирования активности предприятий и рабочих Ю.В. Андропов приступил к расширению самостоятельности хозяйственной деятельности предприятий и использованию экономических рычагов и т.д. Из-за проблем со здоровьем Ю.В. Андропов занимал свой пост всего лишь год и три месяца, в связи с чем не успел осуществить многие мероприятия, касающиеся реформ.

 

2. Путь самоуправляемого

социализма в Югославии

 

После окончания Второй мировой войны Федеративная Республика Югославия, подражая Советскому Союзу, установила социалистический строй. Однако вскоре Союз коммунистов Югославии обнаружил, что этот строй не подходит условиям, существующим в стране. Федеративная Республика Югославия под руководством И.Б. Тито и Союза коммунистов Югославии, на основе рабочего и общественного самоуправления, начала поиск «югославского пути» построения социализма, впоследствии его стали называть путем самоуправляемого социализма.

Ранее, во время Второй мировой войны, Советский Союз всегда признавал эмигрантское правительство Югославии, отказывая при этом революционным силам, руководимым югославской компартией, в соответствующей помощи. После Второй мировой войны из-за территориального конфликта между Югославией и Италией, создания Югославией и Болгарией Балканской федерации, а также вопросов строительства в Югославии противоречия между Советским Союзом и Югославией постоянно углублялись. Исходя из своих своекорыстных интересов и ведя себя как руководящая партия, Советский Союз требовал от Югославии вести строительство социализма в соответствии с советской моделью, выступая против того, чтобы Югославия шла своим путем. Советский Союз монополизировал главные ресурсы Югославии, добивался от нее планирования структуры промышленности в соответствии с требованиями развития экономики Советского Союза; Советский Союз нанес значительный ущерб интересам Югославии в совместных предприятиях двух стран. Югославия же просила соблюдения принципа равенства и действия, в соответствии со своей волей вела поиск пути, соответствующий ее национальным особенностям, создавала совершенную систему национальной промышленности. Противоречия между СССР и Югославией постоянно накапливались и углублялись, в итоге это привело к тому, что между этими двумя странами вспыхнул конфликт. Советский Союз не только в марте 1948 г. отозвал из Югославии всех своих специалистов и начал публично критиковать и обвинять Югославию, но и в одностороннем порядке представил этот конфликт в Информбюро коммунистических и рабочих партий девяти стран Европы, которые фактически находились под контролем Советского Союза, попытался коллективными санкциями наказать Югославию. Информбюро подвергло Югославию резкой критике за то, что пошла по неправильному пути, а также приняло решение об исключении Югославии из состава Информбюро. Этот конфликт и решение Информбюро вызвали в то время в Югославии экономический и политический кризис и серьезные политические трудности, привели к первому после Второй мировой войны расколу в международном коммунистическом движении, ослабили силы социалистического лагеря. Одновременно объективно это способствовало освобождению Югославии от зависимости от Советского Союза, дало ей возможность самостоятельно искать путь строительства социализма, соответствующий условиям своей страны.

После возникшего конфликта с Информбюро Коммунистическая партия Югославии подвергла критике советскую систему, а также изучила вопрос, как построить в стране новую структуру социализма; была выдвинута идея о «самоуправлении рабочих», было решено пойти по пути самоуправляемого социализма. Югославские коммунисты считали, что эта идея проистекает из марксизма и является обобщением опыта международного коммунистического движения.

Самоуправляемый югославский социализм в общем прошел через три стадии развития.

  • С 1950 по 1963 г. — этап рабочего самоуправления.

Основными методами этого этапа были: управление предприятиями переходило к рабочим, появились производственные советы рабочих, состав которых избирался самими рабочими, вместе с директором они управляли предприятиями, производители непосредственно определяли и руководили средствами производства, условиями и результатами труда. В конце 1949 г. правительство Федеративной Республики Югославии опубликовало «Инструкцию по созданию рабочих советов на государственных предприятиях», а также о их деятельности, что официально означало создание рабочих советов. После этого на цементном заводе в городе Сплит был создан первый рабочий совет, состоявший из 13 человек, это был первый эксперимент с рабочим самоуправлением.

В июне 1950 г. в Югославии был опубликован Основной закон об управлении трудовыми коллективами, государственными экономическими предприятиями и экономическими объединениями высшего уровня, этот закон обычно называют «законом о рабочем самоуправлении». Это знаменовало собой начало осуществления в Югославии самоуправляемого социалистического строя. Данный закон определял рабочее самоуправление следующим образом:

«Заводы, шахты, связь, транспорт, торговля, сельское хозяйство, лесное хозяйство, жилищно-коммунальные хозяйства и другие государственные экономические предприятия являются собственностью всего народа, управляются представляющими все общество трудовыми коллективами, управление ими должно осуществляться в рамках государственного экономического планирования, в соответствии с правами и обязанностями, установленными законом и другими правилами».

К началу 1950 г. на территории всей Югославии насчитывалось 529 предприятий, где были созданы рабочие советы, эти предприятия составляли 12% от числа промышленных предприятий всей страны.

В январе 1953 г. парламент Югославии принял конституционный закон, который касался основ общественного и политического строя страны Федеративной Республики Югославии, где провозглашалось, что фундаментом общественного устройства является общественная собственность и самоуправление производителей. В 1963 г. новая конституция снова основным принципом югославского социалистического общества определила систему самоуправления, в нем констатировалось, что рабочее самоуправление с отраслей экономики распространяется на все стороны общественной жизни. За исключением партии и армии, во всех государственных органах и общественных организациях осуществляются принципы самоуправления.

В период рабочего самоуправления в системе планирования также произошли изменения, требовалось децентрализованным социальным планированием заменить высокоцентрализованное государственное планирование. Социальное планирование определяло лишь общие рамки и основные пропорции, государство уже не дает предприятиям различных всеобъемлющих указаний; предприятия могут самостоятельно управлять своей хозяйственной деятельностью, самостоятельно заниматься хозяйственным расчетом; уважать и укреплять роль рынка. В политической системе также произошли изменения: уменьшилась власть Федерации, она была передана республикам и подчиненным им районам с тем, чтобы еще больше увеличить их автономию.

  • С 1964 по 1971 г. — этап общественного самоуправления.

Основными методами этого этапа были следующие: происходит дальнейшее расширение властных функций заводов и предприятий, в результате они получают все полномочия самостоятельных товаропроизводителей. В этот период было осуществлено немало экономических реформ, произошло усиление роли и ответственности трудовых коллективов, на них была возложена главная ответственность за все общественное воспроизводство, они стали отвечать за инвестиции и расширение воспроизводства, за усиление внимания к интенсивному ведению хозяйства; государство осуществляло регулирование посредством экономической политики и экономических директив в сфере налогов, цен, кредитов, валюты и внешней торговли. В сфере политики была укреплена власть и ответственность республик и автономных районов, увеличены их обязанности, т.е. республики и автономные области получили суверенитет. Федерация имела лишь те суверенные права, которые были четко определены конституцией, и она должна была получить общее согласие всех республик и автономных областей в качестве основания для пользования этими правами. В этот период система самоуправления стала распространяться на государственные органы и общественные организации и, таким образом, охватила все общество.

  • После 1971 г. развитие системы самоуправляемого социализма вступает в этап объединенного труда.

Основные методы здесь были следующие: в государственных горнорудных предприятиях, в торговле, агропромышленных комбинатах стали повсеместно создаваться трудовые объединенные организации. Объединенный труд стал основным принципом или курсом, он был официально предложен в 1969 г. на IX съезде Союза коммунистов Югославии, в 1971 г. был одобрен проект поправок в конституцию, а в 1974 г. данное положение было внесено в новую конституцию, и в 1976 г. был принят Закон об объединенном труде. Трудовые объединенные организации делились на три типа: низовая организация объединенного труда, организация объединенного труда, комплексная организация объединенного труда. Особенности этих организаций состояли в следующем: они создавались на совершенно добровольной основе, в них можно было свободно входить или выходить; между ними не существовало отношений административной подчиненности. Низовая организация объединенного труда являлась самой основной экономической единицей; организация объединенного труда, комплексная организация объединенного труда не имеют права вмешиваться в деятельность низовой организации обыденного труда. Трудящиеся не только управляли предприятиями через рабочие советы, но и через свои делегации принимали участие в государственных и общественных делах.

Югославские коммунисты всегда были известны как реформаторы. За 40 с лишним лет (с 1945 по 1988 г.) правительство Югославии провело свыше 60 различных реформ. Главным содержанием этих реформ было содействие изменению высокоцентрализованной модели управления экономикой Югославии, развитие роли рынка в экономическом строительстве. С помощью серии социально-экономических реформ ко второй половине 70-х годов XX в. Югославия превратилась в промышленно - аграрную страну со средним уровнем развития экономики и стала одной из стран, обладающих высоким уровнем экономического роста в послевоенное время.

Практика показала, что строй самоуправляемого социализма оказался полезным поиском Союза коммунистов Югославии в строительстве социализма, было подорвано ограниченное представление о том, что существует лишь единственная модель социализма, он позволил Югославии достигнуть быстрого прогресса в области социально- экономического развития. Однако многократные реформы привели к усилению в Югославии тенденций к национализму и сепаратизму, ослабили контроль и авторитет правительства Федерации. Вслед за непрерывным расширением суверенитета, после 1980 г. во всех республиках в разной степени сформировались национальные экономики с неодинаковыми экономическими структурами, уровнями развития, экономическими интересами и политическими требованиями. Очень серьезным стал торговый протекционизм, обращение капиталов между всеми республиками было ничтожно мало, единый национальный рынок оказался на грани краха. Из-за того, что не было создано механизма эффективного макрорегулирования и макроконтроля, экономических проблем становилось все больше и больше. Например, инвестиции и расходы в течение продолжительного периода превосходили производительный потенциал Югославии, а тенденция к увеличению потребления и накоплений становилась все более серьезной; базовая промышленность намного отставала от перерабатывающей промышленности, энергетические ресурсы и сырье в основном зависели от импорта, пассивный торговый баланс внешней торговли неуклонно увеличивался, а национальная структура производства в течение длительного времени не реформировалась; бремя внешних долгов увеличилось, к 1980 г. внешние долги государства достигли общепризнанной международной критической черты. К середине 80-х годов XX в. из-за влияния международной обстановки путь построения в Югославии самоуправляемого социализма потерпел неудачу, а сама Федерация в конце концов распалась.

 

3. Сложный путь развития социализма

в Польше и Венгрии

 

Польша и Венгрия были одними из стран Восточной Европы, которые достаточно рано занялись реформой экономической системы. События 1956 г. в городе Познань и «октябрьские события» в Венгрии в особенности способствовали тому, что в Польше и Венгрии стали размышлять о путях построения социализма. Из-за влияния внутренней и внешней политической ситуации проведение реформ в этих странах потерпело неудачу.

1. Сложный путь развития социализма

в Польше

В декабре 1945 г. Польская рабочая партия провела в Варшаве I съезд, на котором был разработан трехлетний план по восстановлению и развитию национальной экономики и предложен «польский путь к социализму». К 1947 г. задачи по восстановлению национальной экономики были в основном выполнены. В декабре 1948 г. рабочая и социалистическая партии объединились в Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП), председателем ЦК партии стал Болеслав Берут. Польская объединенная рабочая партия разработала шестилетний план (с 1950 по 1955 г.), в котором выдвигались задачи по реализации социалистической индустриализации и социалистическому преобразованию сельского хозяйства, она подражала Советскому Союзу и создала высокоцентрализованную систему. В то же время из-за давления со стороны СССР и Информбюро был нанесен удар по одному из руководителей — Владиславу Гомулке, который выступал за польский путь к социализму.

В польском обществе наблюдался застой, происходило ослабление отношений между партией и народом, вызванное экономической системой, отсутствовала активность в развитии экономики, условия жизни народа улучшались медленно, к тому же идеи, выдвинутые на XX съезде КПСС, всколыхнули польское общество и обострили социальные конфликты. 28 июня 1956 г. рабочие города Познань, находящегося на востоке Польши, потребовали повышения зарплаты, снижения налогов и улучшения условий труда, однако правительство ответило отказом. Эта акция вскоре переросла в широкомасштабные демонстрации, направленные против правительства и Советского Союза, численность демонстрантов составила больше 100 тыс. человек. В условиях, когда масла в огонь подливала клевета, люди стали терять контроль над своими чувствами, мирные демонстрации сменились беспорядками, повлекшими за собой кровавые события. Произошедшее в июне 1956 г. получило название Познанских событий. Познанские беспорядки стали первым кризисом, возникшим в Польши после окончания Второй мировой войны. Так как в это же время в Познани проводилась ежегодная международная выставка, эти события привлекли внимание всего мира. После того как волнения улеглись, ПОРП в июле того же года провела пленум ЦК, на котором были своевременно обобщены уроки, были приняты решения, нацеленные на укрепление отношений между партией и народом, повышение уровня жизни народа, а также на проведение реформы социалистического строя.

В секретном докладе на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев рассказал о большой чистке, предпринятой Коммунистическим интернационалом в отношении Коммунистической партии Польши, а также о том, что решение о ее роспуске было ошибочным решением, основанным на ложных материалах. Это потрясло поляков и привело к идеологическому хаосу и бурным дискуссиям внутри ПОРП. Множество людей потребовало пересмотреть общую политику сплошной советизации, избавиться от контроля Советского Союза и навязываемых пут советской модели, они выступали за независимый, самостоятельный путь развития своей страны. В октябре 1956 г. в Польше прошел VIII пленум ЦК ПОРП 2-го созыва, на котором Владислав Гомулка был избран первым секретарем ЦК ПОРП. В. Гомулка снова выдвинул идею о «польском пути» и предложил создать рабочие советы, расширить полномочия парламента и развить многообразные формы крестьянской самоуправляемой экономики. Он подчеркивал, что эти три направления являются «важными факторами польского пути к социализму». Содержание реформ включало следующее: в сфере политики — передача власти от центра на места, усиление роли парламента, повышение активности участия народных масс в политической жизни страны, урегулирование отношений между государством и церковью (В Польше религия имеет большое влияние (главная религия — католицизм). Рабочая партия Польши разрешала своим членам исповедовать католицизм, процент верующих в партии был достаточно велик.); в сфере экономики предлагалось осуществление рабочего самоуправления, расширение самостоятельности в хозяйственной деятельности предприятий, проведение либеральной политики в отношении деревень и крестьян. В июне 1957 г. в Польше был создан экономический комитет под руководством экономиста Оскара Ланге, который выдвинул план комплексного преобразования экономической системы. В сфере управления культурой реформа предполагала усовершенствование системы управления высшими учебными заведениями, содержание учебных программ, расширение автономии высших учебных заведений, ликвидация ранее запретных для исследования тем и поощрение свободной атмосферы в исследованиях. Эти реформы позволили сохранить политическую стабильность и способствовали развитию экономики. В 1960 г. производство продукции промышленности по сравнению с 1955 г. выросло на 59,6%, сельскохозяйственное производство — на 20%, реальная заработная плата рабочих и служащих увеличилась на 23%.

Реформы В. Гомулки вызвали противодействие консервативных сил внутри страны и подверглись критике со стороны Советского Союза. К концу 60-х гг. XX в. Польша была вынуждена отказаться от реформ и вновь занялась преимущественным развитием тяжелой промышленности, восстановила высокоцентрализованную модель развития, в результате экономическое положение в стране постоянно ухудшалось, уровень жизни народа стал повышаться медленно. В 1969 и 1970 гг. в Польше был неурожай, что осложнило жизнь поляков и вызвало недовольство в обществе. В декабре 1970 г. правительство объявило о повышении цен на 45 видов продуктов питания и товаров повседневного спроса, что привело к крупным забастовкам рабочих в приморских городах — Гданьске, Сопоте, Гдыне, во всей стране начались беспорядки, которые вылились в кровопролитную трагедию. Это был второй кризис социализма в Польше. Тяжело больной Владислав Гомулка был вынужден покинуть свой пост и выступил с речью, что отказывается от должности первого секретаря партии.

20 декабря 1970 г. пост первого секретаря ЦК ПОРП занял Эдвард Герек. Он принял ряд мер для стабилизации внутренней обстановки в стране, в особенности попытался установить диалог с народом, старался завоевать понимание и поддержку народных масс. Стремясь уйти от политики последнего периода правления В. Гомулки, когда уровень жизни народа повышался медленно, росло недовольство масс сложившейся ситуацией, Э. Герек поставил цель сократить разницу в развитии между Польшей и развитыми западными капиталистическими странами и как можно быстрее провести модернизацию польской промышленности. Э. Герек, не учитывая реальную ситуацию в стране, выдвинул «стратегию развития страны с высокой скоростью» — осуществления политики — «высокой скорости, высокого накопления и высокого потребления». В связи с этим Польша пошла на то, чтобы взять огромный кредит у западных стран, внешние долги страны превысили все имевшиеся у нее ресурсы. Вследствие осуществления такой политики в Польше возникла необычная ситуация, когда одновременно произошел быстрый рост производства и потребления, в 1971-1973 гг. национальный доход вырос почти на 30%. В первой половине 70-х гг. XX в. уровень потребления населения, медицинского обслуживания и системы здравоохранения практически приблизился к уровню развитых стран. Однако «стратегия быстрого развития» была оторвана от реального состояния производительных сил Польши. Чрезмерная зависимость от льготных кредитов западных стран, рынков техники и международных ресурсов, при отсутствии соответствующих глубоких реформ экономической системы в сочетании со слишком высоким уровнем накоплений и дисбалансом между промышленностью и сельским хозяйством, очень быстро привела к серьезному экономическому кризису в Польше. В 1973 г. цены на энергетические ресурсы и сырье на международном рынке значительно поднялись, что привело к стремительному росту пассивного торгового баланса. В этот же период в течение нескольких лет в стране был неурожай, ситуация со снабжением продовольствия была очень напряженной, вследствие чего правительство было вынуждено снова взять большие иностранные кредиты, серьезно нарушился международный платежный баланс, страна оказалась «в долгах как в шелках». К началу 1976 г. признаки экономического кризиса стали совсем очевидными. Экономическая ситуация постоянно ухудшалась, финансовый дефицит увеличился, резко повысилась инфляция, начались забастовки и демонстрации, стала возникать политическая оппозиция. В 1978 г. Лex Валенса создал в Гданьске свободную профсоюзную организацию, которая впоследствии превратилась в польский независимый профсоюз «Солидарность». В июле 1980 г. из-за того, что правительство значительно подняло цены на предметы широкого потребления, в Польше в масштабе всей страны началась волна забастовок, продолжавшаяся в течение двух-трех лет. При поддержке западных стран рабочие волнения чем дальше, тем больше становились серьезнее, социально-экономический кризис в Польше обострился. В декабре 1981 г. профсоюз «Солидарность» провел нелегальное совещание и попытался воспользоваться случаем, чтобы захватить власть в стране, в результате чего правительству пришлось ввести военное положение. Это был третий в социалистической Польше, самый крупный по масштабам и самый продолжительный серьезный кризис.

В октябре 1981 г. генерал армии Войцех Витольд Ярузельский вступил в должность первого секретаря ЦК ПОРП. Для того чтобы смягчить день ото дня усиливающийся экономический и социальный кризис, он продолжал осуществлять «новую линию социализма» польской партии, проводить в жизнь экономические и политические реформы. В сфере экономики были отменены директивные планы для предприятий, ослаблены высокоцентрализованные административные права центра. В сфере политики В. Ярузельский занимался дальнейшим расширением социалистической демократии, укреплением законодательства и общественного контроля; он усилил роль всех политических партий и создал систему совместного управления обществом, разграничил функции партии и правительства, усовершенствовал систему руководства со стороны партии, усилил демократический централизм и установил тесные связи между партией и народом. Эти реформы дали определенный результат, однако они не смогли коренным образом решить проблемы развития экономики и стабилизации обстановки в обществе.

 

2. Сложный путь развития социализма

в Венгрии

 

С 1947 г. Венгрия начала осуществление трехлетнего плана по восстановлению национальной экономики, стали осуществляться социалистические преобразования частной экономики: произошла национализация промышленных предприятий, крупные банки и некоторые предприятия перешли в руки государства; была отменена частная собственность на крупные участки земли, а земля распределена между крестьянами. К 1949 г. трехлетний план был успешно завершен. После этого в Венгрии был разработан и осуществлен первый пятилетний план развития национальной экономики, она стала достаточно быстро развиваться; произошел более чем в двукратный рост тяжелой промышленности, а в легкой промышленности имел место подъем на 90%, но по мере развития постепенно стали обнаруживаться пороки заимствованной советской модели, произошла высокая концентрация власти, появился дисбаланс в структуре экономики, что повлияло на повышение уровня жизни народа.

В связи с возникшими проблемами при строительстве социализма занимавший в то время пост председателя Совета министров Венгрии Имре Надь выдвинул смелую концепцию венгерского пути построения социализма и для ее осуществления попытался провести реформы, предложив «новый курс» переходного периода. И. Надь полагал, что индустриализация не подходит в качестве главной линии построения в Венгрии социализма в переходный период и что необходимо «развивать сельское хозяйство, стремиться к установлению правильного соотношения в национальной экономике», и на этой основе строить социализм. Он подчеркивал, что необходимо отказаться от практики осуществления в Венгрии советской модели, использовать для строительства социализма новую экономическую политику. И. Надь предложил: уменьшить директивы пятилетнего плана развития, увеличить размер инвестиций в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, решить проблему дисбаланса в национальной экономике, путем стимулирования индивидуальных крестьянских хозяйств или создания на добровольной основе кооперативов, способствовать развитию сельского хозяйства; использовать капиталистические факторы для оживления рынка розничной торговли, кустарной промышленности и других сфер частного предпринимательства и тем самым способствовать товарообороту; осуществить демократизацию внутрипартийной и общественной жизни, улучшить отношения между партией и массами; реформировать отношения между партией и правительством, с тем чтобы разграничить их функции; укрепить и обеспечить правовую систему и правовой порядок, гарантировать права и обязанности граждан, пересмотреть дела, сфабрикованные на основе ошибочных обвинений, стабилизировать политическую обстановку в стране. «Новый курс» И. Надя был большим шагом в реформировании советской модели и поиска венгерского пути построения социализма, он принес определенные результаты. Однако предложенный им «новый курс» не был достаточно разработан, всесторонне продуман, а затрагиваемые им стороны были очень широки. Некоторые меры регулирования и реформирования также в разной степени затронули интересы некоторых слоев общества, вызвали недовольство у многих людей внутри страны. В то же время реформы столкнулись с давлением со стороны Советского Союза и отрицанием им «нового курса», что, несомненно, повлияло на практические результаты «нового курса», и к концу 1954 г. он был отложен в сторону. В апреле 1955 г. И. Надь ушел в отставку, развитие венгерского общества вновь вернулось к прежнему пути.

После XX съезда КПСС в феврале 1956 г. настроения и в Венгерской партии трудящихся и в народных массах стали перерастать в политические требования подвергнуть осуждению культ личности внутри партии и попрания законов, люди выступали против догматизма и сектантства в экономическом строительстве. Под влиянием антикоммунистической и антисоциалистической волны в тогдашней международной обстановке началось ухудшение политической обстановки в Венгрии. 23 октября 1956 г. в Будапеште прошла демонстрация, участие в которой приняло более 100 тыс. человек, они требовали осуществления реформы политической и экономической систем, повышения уровня жизни, выступали против советского великодержавного шовинизма. Некоторые люди, воспользовавшись случаем, устроили беспорядки, спровоцировали столкновения, было совершено вооруженное нападение на здание государственного радио, затем были захвачены радиостанция, международный почтовый телеграф, редакция газеты «Непсабадшаг», а также несколько складов оружия и полицейских участков. В результате погибли и пострадали сотрудники органов безопасности и члены компартии.

В начале ноября венгерские партийные организации оказались полностью парализованными, Янош Кадар и другие партийные лидеры приняли решение воссоздать партийные организации. Венгерская партия трудящихся была переименована в Венгерскую социалистическую рабочую партию (ВСРП). 4 ноября Я. Кадар занял пост премьер-министра нового Революционного рабоче-крестьянского правительства. По требованию нового правительства Советский Союз послал в Венгрию войска для оказания помощи в стабилизации ситуации, и постепенно беспорядки были прекращены. Из-за конфликтов, забастовок и беспорядков промышленность Венгрии понесла большие убытки, которые составили более 9 млрд венгерских форинтов.

Возглавляемая Яношем Кадаром ВСРП на основе глубокого обобщения опыта и уроков, полученных после событий, произошедших в Венгрии, продолжила поиск пути построения социализма. После того как ситуация в стране была стабилизирована, Я. Кадар начал неуклонно проводить «бесшумные реформы», первоначально состоявшие из нескольких пунктов, но затем углублявшиеся и в итоге достиг хороших результатов.

В сфере политики проводилась широкая «политика союзов», расширилась роль патриотического Народного фронта. В декабре 1961 г. Я. Кадар выдвинул лозунг «Кто не против нас — тот с нами». В декабре 1962 г. прошел VIII съезд ВСРП, на котором было заявлено, что из общества уже исчез класс эксплуататоров, что уже не существует классов и социальных слоев, интересы которых находятся в противоречии с социализмом, и выдвинул «политику союзов», объединявшую все классы и слои. Ее основным содержанием было великое единство рабочих, крестьян, интеллигенции, других трудящихся слоев, а также беспартийных под руководством рабочего класса. Осуществление политики союза помогло действительно развить ведущую роль рабочего класса, способствовало объединению всех сил для строительства социализма, укрепило национальное сплочение и создало стабильную обстановку для преобразования экономической системы.

Была проведена реформа экономической системы, заключавшаяся в «соединении плана и рынка». На основе размышлений о пороках некритического усвоения в прошлом советской модели и «октябрьских событий» 1956 г. ВСРП с конца 50-х годов XX в. постепенно провела изменения своей экономической политики и приступила к частичной реформе системы управления экономикой. Реформа началась с регулирования цен на сельскохозяйственные продукты, в 1957 г. венгерское правительство отменило обязательную продажу государству сельскохозяйственных продуктов по фиксированным ценам, оставив только закупочные цены для стимулирования развития производства. В 1962-1963 годы Венгрия провела эксперимент с частичной реформой на ряде предприятий промышленности и торговли. В мае 1966 г. на пленуме ЦК Венгерской социалистической рабочей партии были приняты «Руководящие принципы реформы экономической системы» и «Решение по реформе экономической системы », которые стали важными документами для руководства последующими реформами. После нескольких лет реформирования в предыдущий период и тщательной подготовки с 1 января 1968 г. Венгрия начала всестороннюю реализацию реформы экономической системы. Суть реформы заключалась в следующем: во-первых, способствовать соединению планирования и рынка. На основе социалистической формы собственности на средства производства руководство планированием национальной экономикой из центра стало органично связываться с товарными отношениями и активной ролью рынка. Государство по-прежнему на основе производства товаров оставалось центром, организующим различную экономическую деятельность, в то же время оно сознательно использовало регулирующую роль рыночных механизмов, передав большую часть прав на принятие экономических решений, находившихся ранее в его руках, предприятиям. Эти изменения в экономической системе были названы реформой рыночного социализма. Во-вторых, предприятия стали самостоятельно ведущими хозяйственную деятельность самоокупаемыми экономическими субъектами. При сохранении за государством права распоряжения предприятиями были расширены их права на самостоятельное ведение дел и принятие решений, результаты хозяйственной деятельности предприятий были увязаны с практическими интересами каждого труженика, что позволило предприятиям самостоятельно определять хозяйственную деятельность и планы производства.

Эта реформа принесла достаточно хорошие плоды уже в самом начале, в Венгрии началось экономическое процветание, политическая ситуация стабилизировалась, в стране сложилась хорошая обстановка — сплоченность народа и спокойствие в обществе. Время с 1968 по 1973 г. оказалось для Венгрии золотым периодом развития, национальный доход и рост промышленного производства составляли выше 6%, уровень народного потребления каждый год повышался на 5-6%.

После нефтяного кризиса 1973 г. экономика Венгрии оказалась в тяжелом положении, к этому добавились препятствия со стороны внутренних и внешних оппозиционных сил, проведение реформ приостановилось. Для стабилизации и развития экономики в 80-х годах XX в. Венгрия сделала упор на реформы структуры собственности и стала изо всех сил развивать «вторичную экономику». Правительство поощряло и  частное малое ремесленное производство, частные магазины розничной торговли, сферы обслуживания в различных ее формах и т.д., поощряло тех, кто овладевал второй профессией, а также расширяло связи со странами Запада. Однако на эти реформы оказывала воздействие внутренняя и внешняя обстановка, процесс преобразований проходил медленно. К середине 1980-х годов развитие экономики столкнулось с серьезными трудностями, среднегодовой прирост внутреннего производства был нестабильным, примерно в пределах 1%, уровень жизни народа явно снижался.

Поиск пути построения социализма в Венгрии сыграл ведущую роль в реформировании высокоцентрализованных политических и экономических систем в других странах Восточной Европы, оказался полезным опытом. Однако процесс реформ в Венгрии столкнулся с множеством препятствий, он не был ровным, в итоге не удалось добиться успеха. Помимо того, что страна подверглась воздействию международных условий, ограничивающих ее развитие, и испытывала влияние оппозиционных идей внутри самой партии, она не смогла полностью сбросить оковы советской модели, и это также явилось важной причиной поражения в проведении реформ.

 

Источник

История международного коммунистического движения



Категория: Классовая борьба | Просмотров: 42 | Добавил: lecturer | Теги: Сталин, классовая борьба, революция, коммунистическое движение, китай, история, история СССР, диктатура пролетариата, коммунизм, теория
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
lecturer
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь Лекции работы Ленина поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм учение о государстве Гагарин достижения социализма первый полет в космос научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография украина дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма поэзия Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2017