Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [938]
Капитализм [132]
Война [432]
В мире науки [61]
Теория [656]
Политическая экономия [13]
Анти-фа [48]
История [492]
Атеизм [38]
Классовая борьба [394]
Империализм [179]
Культура [989]
История гражданской войны в СССР [205]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [29]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [44]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [194]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2011 » Январь » 1 » ПАТРИОТИЗМ И КОММУНИЗМ "Рабочие не имеют отечества"
18:38

ПАТРИОТИЗМ И КОММУНИЗМ "Рабочие не имеют отечества"

Виктор Шапинов

ПАТРИОТИЗМ И КОММУНИЗМ

Статья первая."Рабочие не имеют отечества"

Мутная вода патриотической идеологии на рубеже веков перекочевала со страниц маргинальных оппозиционных изданий в руководящие головы Администрации президента и на экраны общенациональных телеканалов. Думские фракции соревнуются между собой в патриотизме и бросают друг другу обвинения в предательстве национальных интересов. Патриотизм нефтегазовых корпораций и силовых органов, патриотизм скинхэдов и полковника Буданова - все это стало фоновым рисунком политических игр российских политиков, политическим мейнстримом.

И вот, теперь, когда патриотическая идеология нашла себе новых богатых любовников в лице крупного капитала и бюрократического аппарата буржуазной России, левая оппозиция всеми силами стремится сохранить длившийся с начала 90-х противоестественный альянс патриотизма и социализма. Она готова перещеголять в патриотизме самые ура-патриотические фракции буржуазии, жалуясь при этом, что буржуазные патриоты украли у них лозунги и, как назло, тем они гораздо больше к лицу.

Этот чудесный момент свести счеты с патриотической идеологией, раз и навсегда проведя между собой и ею четкую классовую грань, левое движение тратит на слезливое и тягостное расставание с патриотизмом и доходящие до неприличия попытки сохранить хотя бы часть патриотического наследства. Как правило, этой частью оказывается настолько ветхий и ненужный хлам, который не годится даже самым правым группировкам национального капитала, но почему-то считается пригодным для использования лидерами коммунистических партий.

Тем не менее, развод коммунизма и патриотизма назрел и даже перезрел. Он с необходимостью вытекает не только из почти двухвековой истории освободительной борьбы рабочего класса, но и из самой логики классовой борьбы в странах бывшего СССР последних пятнадцати лет. Необходимость этого развода не только теоретически доказана марксистами прошлого, в том числе Марксом, Энгельсом, Лениным, но и пробивает себе дорогу несознательно, стихийно в переходе части актива левого движения России (особенно молодежи) от национал-патриотических лозунгов "традиционных" левых партий к поддержке так называемой "либеральной" буржуазии в ее псевдооппозиционных выступлениях. И в условиях дефицита четкой марксистской линии, это может стать законной реакцией на разочарование в патриотизме не только в коммунистических массах, но и среди части вождей.

Поскольку развод социализма и патриотизма запоздал, сегодня уже недопустимы какие либо уступки патриотической идеологии даже в частных вопросах. Как мы покажем ниже, такие уступки приводят представителей нашего движения к переходу на позиции правящего класса практически по всем вопросам внешней и внутренней политики. Сегодня, при почти полном отсутствии действительно левой политической практики и организованных выступлений рабочего класса, мы можем лишь показать, как сводили свои счеты с патриотизмом классики революционной теории, а также какие тяжелые поражения терпел рабочий класс, когда позволял своим руководителям даже легкий флирт с патриотизмом. Но и этого вполне достаточно.

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс: "Рабочие не имеют отечества"

Слова "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса: "Рабочие не имеют отечества" не часто вспоминают сегодня на партийных собраниях и левых митингах. Маркс и Энгельс, написавшие это, выглядят пугалом в глазах обывателя, на электоральные предпочтения которого по большей части ориентируется сегодняшняя левая оппозиция. Однако именно эти слова показывают, что Маркс и Энгельс в вопросах исторического развития человечества полтора столетья назад стояли на голову выше сегодняшних патриотических мудрецов. И дело здесь вот в чем.

Действительное политическое значение патриотизм приобрел с началом капиталистического этапа развития человеческого рода. Класс капиталистов, вылупившись из городского ремесленника и торговца, застал Европу разделенной на лоскутки феодальных вотчин, сцепленных сложными хитросплетениями вассально-сеньориальных зависимостей, большинство населения было "прикреплено" к земле и находилось почти в полном распоряжении владельца этой земли - феодала. Почва для дальнейшего развития капитализма, которому нужна вольнонаемная рабочая сила и возможно более широкий и не разделенный феодальными перегородками рынок, была непригодной.

Дабы расчистить почву для капиталистического развития, и тех пор, как буржуазия нашла в себе силы освободить свою идеологию от неизбежной в Средневековье религиозной оболочки, она приняла на вооружение знамя патриотизма и отечества. Именно так было удобнее формировать национальный рынок и освобождать общество от феодальных пут, представляя всех его членов, как равноправных граждан одной нации.

Пока революционной была буржуазия, революционной была и ее идеология - патриотизм. Но, буржуазия не может не создавать собственного антипода - лишенного собственности вольнонаемного работника-пролетария. Не успев справиться с одним своим врагом - феодальной аристократией, буржуазия, уже почувствовала за своей спиной тяжелое дыхание врага гораздо более опасного - рабочего класса. Прокатившаяся по Европе волна революций 1848 года окончательно расставила все точки над "i", показав, что буржуазия везде встала на реакционные позиции и согласилась и далее терпеть над собой аристократическую надстройку, лишь бы защититься от угрозы "красной", рабочей революции, угрожающей всем классам, чье господство основано на частной собственности. С тех пор революционности буржуазии в ведущих странах Европейского континента приходит конец. Соответственно, для этих стран приходит конец и революционному патриотизму.

Именно в этот момент, а именно в феврале 1848 года, в Лондоне, появляется на свет "Манифест Коммунистической партии", в котором набирающая силу рабочая составляющая европейского революционного движения приобрела свою теоретическую форму.

Здесь Маркс и Энгельс в общих чертах обрисовывают то отношение к патриотизму и отечеству, которое станет общим для научного социализма:

"коммунистов упрекают, будто они хотят отменить отечество, национальность.

Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет…

Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни.

Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение", - пишут классики.

Обычно, эту глубокую мысль понимают упрощенно. Мол, у пролетариев нет отечества, потому, что они ничем не владеют, бедны, не могут влиять на дела государства. Это и так и не так. Чуть раньше, в работе "Немецкая идеология" Маркс и Энгельс писали:

"Крупная промышленность создала повсюду в общем одинаковые отношения между классами общества и тем самым уничтожила особенности отдельных национальностей. И наконец, в то время как буржуазия каждой нации еще сохраняет свои особые национальные интересы, крупная промышленность создала класс, которому во всех нациях присущи одни и те же интересы и у которого уже уничтожена национальная обособленность,— класс, который действительно оторвался от всего старого мира и вместе с тем противостоит ему".

Таким образом, у пролетариата нет отечества не только потому, что он ничем не владеет в этом отечестве, но и потому, что его интересы не тождественны и даже прямо противоположны интересам всех отдельных отечеств. Поэтому, ни приобретение пролетариатом политических прав, ни лучшее материальное положение в том или ином отечестве не делают пролетариат патриотическим классом.

Если страна победившего пролетариата - например, Советский Союз, - и становилась отечеством всех рабочих, то только потому, что полностью отказывалась от своих "национальных интересов", делая своим национальным интересом интерес борьбы всех пролетариев всех стран. И как только руководители Советского Союза начали отходить от этого принципа, пролетарии других стран переставали воспринимать СССР как свое отечество, что вело не только к серьезным внешним, но и внутренним последствиям, гибельным для социализма.

Позднесоветские руководители, превратившие свою международную политику в "искусство возможного", отказываясь от бескомпромиссной борьбы с империализмом и поддержки революции в других странах, больше думали о своих "национальных интересах". Они не понимали, что только развитие и наиболее широкий размах мировой революции может позволить укрепиться социализму в СССР и других социалистических странах, и что задержка, "застой" в развитии мировой революции неминуемо приведет к откату назад и той или иной форме реставрации внутри СССР. Так, собственно, и произошло. Ведь, по своей сущности, СССР строился и мог существовать только как государство интернациональное, отечество мирового пролетариата, само экономическое положение которого исключает всякую национальную узость, которому тесно в прокрустовом ложе национального государства.

Национальное государство является колыбелью развития пролетариата лишь по необходимости, оно достается ему в наследство от буржуазии. Поэтому Маркс и Энгельс пишут далее в "Манифесте":

"Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса (в английском издании 1888 года: "ведущего класса нации" - В.Ш.), конституироваться как нация, он сам пока еще национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия".

Борьба пролетариата за власть происходит в рамках национального государства, тем не менее, в этой борьбе пролетариат, если хочет победить, руководствуется не национальным, а тем общим для всех наций классовым интересом, объективно вытекающим из его положения в системе общественного производства. Этот общий интерес все более проявляется в революционную эпоху - в окопных братаниях братьев по классу, международной солидарности профсоюзов, интернациональном единстве рабочих партий. И наоборот, в эпоху реакции наружу выступает все косное и реакционное, что остается в рабочем классе как печать буржуазного общества его породившего: шовинизм, национализм, патриотизм.

 



Категория: Классовая борьба | Просмотров: 1829 | Добавил: kvistrel | Теги: ПАТРИОТИЗМ И КОММУНИЗМ
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь Лекции работы Ленина поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций история революции экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм учение о государстве Гагарин достижения социализма первый полет в космос научный коммунизм Ленинизм музыка Биография Карл Маркс украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма поэзия Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2017