Меню сайта
...
Категории раздела
Коммунизм [1055]
Капитализм [141]
Война [457]
В мире науки [86]
Теория [776]
Политическая экономия [25]
Анти-фа [65]
История [574]
Атеизм [38]
Классовая борьба [410]
Империализм [181]
Культура [1068]
История гражданской войны в СССР [207]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [41]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [66]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [317]
Биографии [11]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Февраль » 11 » Памяти Сергея Эйзенштейна. Александр Невский. Иван Грозный
18:09

Памяти Сергея Эйзенштейна. Александр Невский. Иван Грозный

Памяти Сергея Эйзенштейна. Александр Невский. Иван Грозный

 

 

 

 

Александр Невский

01:48:41

Иван Грозный (1 серия)

01:39:24

Иван Грозный (2 серия)

01:25:53

«Александр Невский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.

«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый разве что с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Ивана Грозного».

История создания

Эйзенштейн собрал первоклассный актёрский состав. И это, прежде всего, конечно, исполнитель главной роли Николай Черкасов, который продолжил работу с режиссёром и на «Иване Грозном». Без всяких проб Эйзенштейн утвердил Николая Охлопкова и Андрея Абрикосова на роли соратников князя Василия Буслаева и Гаврилы Алексича. Сергей Блинников сыграл Твердилу. На роль Магистра ордена режиссёр пригласил выдающегося актёра Московского Художественного театра Владимира Ершова. Свою первую роль в кино сыграл Фёдор Одиноков.

Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

Съёмки центральной сцены фильма — Ледового побоища — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и солью и залили жидким стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.

Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в чёрное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).

Сценарий

    Это был XIII век. Тевтоно-ливонские рыцари двинулись с запада на Русь. Русь привлекала завоевателей своими великими землями и богатством. Немецкие захватчики ждали лёгкой победы над нашим народом: Русь только что пережила кровавый удар монголов. Следы жестоких сражений ещё виднелись по всей стране.

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новогородского княжества с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году (что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему). Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.

На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоёванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.

Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслай (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.

Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем кольчужный мастер Игнат рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжёлыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен.
Валентина Ивашева

После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят в Новгород, где Василий публично отдаёт первенство другу. Сам же он женится на дочке воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами.

Князь и новгородский люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предателя-посадника и католического монаха толпа линчует на месте. После этого новгородцы бурно празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов,  «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!»

Музыка

Музыку к фильму создал композитор Сергей Прокофьев. Его музыкальный ряд, состоящий из симфонической и хоровой музыки, представляет собой полноценное классическое произведение. По признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме. Прокофьев объединил все музыкальные фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей:

1) «Русь под игом монгольским»
2) «Песнь об Александре Невском»
3) «Крестоносцы во Пскове»
4) «Вставайте, люди русские!» (аудиозапись)
5) «Ледовое побоище»
6) «Поле мёртвых»
7) «Въезд Александра во Псков»

Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах.

В ролях

    Николай Черкасов — князь Александр Ярославич Невский
    Николай Охлопков — Василий Буслай
    Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич
    Дмитрий Орлов — Игнат, кольчужный мастер
    Василий Новиков — Павша, псковский воевода
    Сергей Блинников — Твердило (Твердила), псковский воевода
    Николай Арский — Домаш Твердиславич, новгородский боярин
    Варвара Массалитинова — Амелфа Тимофеевна, мать Буслая
    Валентина Ивашёва — Ольга, новгородская девушка
    Александра Данилова — Василиса, псковитянка
    Владимир Ершов — магистр Тевтонского ордена (Андреас фон Фельфен)
    Иван Лагутин — Ананий, монах, подручный Твердилы
    Лев Фенин — епископ
    Наум Рогожин — «чёрный монах»

В эпизодических ролях (в титрах не указаны):

    Николай Апарин — Михалка
    Леонид Иудов — Савка
    Иван Клюквин — псковский воин
    Никита Лянь-Кунь[4]. — Хубилай
    Фёдор Одиноков
    Павел Пашков — Микула
    Николай Тарасов -- рыцарь Дитлиб, "князь Новогородский"
    Николай Витовтов — рыцарь Губертус, «князь Псковской»

Съёмочная группа

    Авторы сценария — Пётр Павленко, Сергей Эйзенштейн
    Постановка — Сергея Эйзенштейна, Дмитрия Васильева
    Главный оператор — Эдуард Тиссэ
    Композитор — Сергей Прокофьев
    Текст песен — Владимир Луговской
    Главный художник — Иосиф Шпинель
    Художник — Николай Соловьёв
    Костюмы и реквизит художник — Константин Елисеев
    Сорежиссёр — Борис Иванов
    Оператор — Сергей Уралов
    Звукооформитель — Борис Вольский
    Звукооператор — Владимир Богданкевич
    Шумовое оформление — Валерий Попов
    Художник-гримёр — Л. Порозов
    Ассистенты:
    режиссёра — Николай Маслов
    по монтажу — Эсфирь Тобак[5], Сергей Эйзенштейн (в титрах не указан)
    оператора — А. Астафьев, Николай Большаков
    Помощники режиссёра — Валентина Кузнецова, Яков Кочарьян
    Администраторы — Э. Солуянов, М. Хавкин, В. Гордон
    Консультант по работе с актёрами — Елизавета Телешова
    Историческая консультация — профессор А. В. Арциховский
    Военный консультант — комбриг К. Г. Калмыков
    Модели костюмов — Надежды Ламановой[6], Н. Макаровой
    Директор картины — Игорь Вакар
 



Категория: История | Просмотров: 949 | Добавил: kvistrel | Теги: история, Сергей Эйзенштейн, кинозал, наше кино, Русский народ, культура
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар Парижская Коммуна пролетарское государство учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс МАРКС наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2018