Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [938]
Капитализм [132]
Война [432]
В мире науки [61]
Теория [656]
Политическая экономия [13]
Анти-фа [48]
История [492]
Атеизм [38]
Классовая борьба [394]
Империализм [179]
Культура [989]
История гражданской войны в СССР [205]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [29]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [44]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [205]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2017 » Октябрь » 23 » Памяти Николая Егоровича Жуковского, основоположника современной гидроаэродинамики
15:15

Памяти Николая Егоровича Жуковского, основоположника современной гидроаэродинамики

Памяти Николая Егоровича Жуковского, основоположника современной гидроаэродинамики

Жуковский

01:23:44

 




 Н.Е.Жуковский и его ближайшие ученики - организаторы и первые руководители основных подразделений ЦАГИ

 

 

Биография


 
Жуковский Николай Егорович [5(17).1.1847, с. Орехово, ныне Владимирской области, — 17.3.1921, Москва], русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики.

Родился в семье инженера-путейца. В 1868 окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ).

В 1876 защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела".

За исследование "О прочности движения" Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики (1882).

С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Ж. работал до конца жизни.

В 1894 Ж. был избран член-корреспондент Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургского АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т. к. избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества.

В 1902 под руководством Ж. при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 под его руководством в посёлке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Ж. в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910—12 Ж. прочитал в МВТУ курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания", в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 Ж. преподавал на курсах офицеров-лётчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время 1-й мировой войны 1914—18 Ж. разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.

После Октябрьской революции Ж. и руководимый им коллектив учёных сразу включились в дело создания сов. авиации. В декабре 1918 Советское правительством по предложению Ж. был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Ж. теоретические курсы для военных лётчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 — Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

Ж. создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолётостроения. Первые исследования Ж. по теории полёта относятся к 1890. Работа "О парении птиц" (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе "мёртвая петля" (петля Нестерова), и работа "О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов" (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчёта самолёта. В статьях "К теории летания" (1890), "О крылатых пропеллерах" (1898), "О полезном грузе, поднимаемом геликоптером" (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах "О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси" (1906) и "О присоединённых вихрях" (1907) Ж. изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её величину. Теорема Ж., устанавливающая связь подъёмной силы крыла с циркуляцией, является основой аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910—12 "О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов" (1910), "Геометрические исследования о течении Кутта" (1911—12) и др. и в ряде работ С. А. Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки, давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение теоремы Ж. для авиации. В этих работах развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических "профилей Жуковского". В 1912—18 Ж. опубликовал 4 статьи под общим названием "Вихревая теория гребного винта", в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

В работах "Динамика аэропланов в элементарном изложении" (1913—16), "Аэродинамический расчёт аэропланов" (1917), "Исследование устойчивости конструкций аэропланов" (1918), "К задаче о прочности аэропланов" (1918), "Элементарная теория устойчивости аэропланов" (1920) Ж. создаёт основы аэродинамического расчёта самолёта, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности самолётов.

Ж. является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

В ознаменование 50-летия научной деятельности Ж. и больших заслуг его как "отца русской авиации" в 1920 был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и г. Жуковском Московской области сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве, реставрирован музей на родине Ж.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—9, М. — Л., 1935—37; Полн. собр. соч., Лекции, в. 1— 7, М. — Л., 1938-39; Собр. соч., т. 1-7, М. — Л., 1948—50; Теоретическая механика, 2 изд., М. — Л., 1952.

Лит.: Келдыш М. В., Научное наследство Н. Е. Жуковского, "Техника воздушного флота", 1947, № 1 (226); Лейбензон Л. С., Н. Е. Жуковский, М. — Л., 1947; Голубев В. В., Н. Е. Жуковский, М., 1947; Христианович С. А., Научное наследие Н. Е. Жуковского, М., 1951; Космодемьянский А. А., Н. Е. Жуковский, М., 1969.

 



Категория: В мире науки | Просмотров: 613 | Добавил: kvistrel | Теги: советская наука, кинозал, техника, история, история СССР, авиаконструктор, наука, наше кино, Авиация
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь Лекции работы Ленина поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций история революции экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм учение о государстве Гагарин достижения социализма первый полет в космос научный коммунизм Ленинизм музыка Биография Карл Маркс украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма поэзия Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2017