Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [911]
Капитализм [133]
Война [428]
В мире науки [53]
Теория [615]
Политическая экономия [5]
Анти-фа [50]
История [508]
Атеизм [37]
Классовая борьба [343]
Империализм [180]
Культура [980]
История гражданской войны в СССР [171]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [18]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [40]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [148]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [5]
Главная » 2017 » Июнь » 26 » Памяти Л. И. Лагина Про злую мачеху
19:00

Памяти Л. И. Лагина Про злую мачеху

Памяти Л. И. Лагина Про злую мачеху

Про злую мачеху

00:18:09

Нравственные нормы

Развитие рабочего класса, его революционной борьбы породили и новую, революционную мораль: нельзя использовать чужой труд, надо уважать человека и его достоинство, все люди должны быть равны...


Нравственные нормы зависят от условий жизни общества, определяются этими условиями. Но и нужно уметь воспитать их в человеке. В СССР остро стоял вопрос о воспитании человека нового коммунистического общества. Многое сделано. Наша задача не растерять достигнутое.

Проблему поднимает фильм.
«Про злую мачеху» — советский мультфильм 1966 года.  Автор сценария Лазарь Лагин. Снят режиссёрами Валентиной и Зинаидой Брумберг. Музыкальный парафраз на тему сказок о мачехе и падчерице. Авторами назван душераздирающей комедией.


Еще в раннем детстве каждый из нас узнает и навсегда безоговорочно принимает целый ряд законов и правил: нельзя красть, нехорошо  обманывать, нужно трудиться, нельзя обижать маленьких, надо заботиться о старых, любить родителей, быть преданным делу коммунизма, помогать людям... Мы становимся старше — и в наше сознание входят все новые и новые нормы поведения человека. Мы размышляем и спорим о доброте и жестокости, совести п чести, порядочности и бесчестии, благородстве и подлости, мужестве и равнодушии... Мы учимся не только говорить и думать, но, главное, действовать в соответствии с этими понятиями — так создается наше представление о нравственности.

А теперь представьте себе, что изобретена машина времени и мы с вами можем совершить путешествие в любую эпоху — прошедшую или будущую. Мы выбрали для начала Россию прошлого века. Вот мы идем по воспетой Гоголем русской степной дороге. Навстречу движется странная для нашего глаза группа людей: впереди две молоденькие девушки в белых платьях — налегке, только с маленькими корзинками. А за ними пожилая женщина с трудом тащит тяжелую ношу: корзину с едой, саквояж с одеждой... Мы возмущенно восклицаем: «Как это вы заставляете старого человека носить тяжести!» — и хотим помочь старой женщине, но она не отдает корзины. Девушки останавливаются. Они не понимают, что нас возмутило. Ведь эта женщина — крепостная служанка! И то, что кажется нам безнравственным н безобразным, воспринимается и девушками и женщиной как нечто естественное — такова мораль крепостнического века!

Не понравилось нам в прошлом. Машина времени переносит нас в будущее. Мы на той же русской степной дороге, но как изменилось все кругом! Вон виднеется вдали новый город, весь в зелени, с белыми нарядными домами. Вот раскинулся возле дороги фруктовый сад... Но что это? Два мальчика, пробегающие мимо сада, срывают яблоки, преспокойно набивают ими карманы н двигаются нам навстречу. Мы снова возмущены: «Как можно рвать яблоки в чужом саду?» Мальчики изумлены безмерно: откуда мы взялись, если не понимаем самых простых вещей! Сад вовсе не чужой: он общий, все работают в нем, и всем можно рвать яблоки... Опять мы попали впросак. То, что казалось нам безнравственным, оказывается, может стать  естественным  в   будущем.
Это очень примитивные, самые простейшие примеры. Но уже нз них мы можем сделать вывод — самый первый, необходимый вывод: нравственные нормы не остаются неизменными. Они меняются с течением времени.

ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСЯТ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ?

Вы уже знаете, какой путь прошло человечество, чтобы люди превратились нз неандертальцев в сегодняшних людей, разумных, знающих, понимающих природу... 

Вам  знакомы знаменитые слова Фридриха Энгельса о том, что «труд создал человека». Вы помните, как медленно, постепенно развивался человеческий организм, превращаясь в самое совершенное творение природы. Но ведь развивалось с веками не только физическое строение людей. В течение веков рос, развивался и нравственный мир человека. Как же происходило это развитие?

Человек не может жить один. Об этом мы не только знаем из книг, но и собственный наш жизненный опыт подсказывает: «плохо человеку, когда он один» (В. Маяковский). Уже в самые далекие времена люди вынуждены были объединяться, чтобы совместно добывать себе пищу, одежду, кров — чтобы жить. Но условия жизни диктовали нашим предкам и жестокость и несправедливость...

Вот картина далекого прошлого. На высокой скале собралось много народа. Здесь мужчины и женщины, сильные, мускулистые, красивые. Дети держатся за руки матерей; те, что постарше, бегают по скале, играют, догоняют друг друга, карабкаются на камни. Мирная, спокойная жизнь, казалось бы. А собрались все эти люди потому, что сейчас с этой скалы сбросят в море, убьют дряхлого старика: он не нужен людям, обременяет нх, его нечем прокормить. Вместе с ним погибнет ребенок: он слаб, хил; нет надежды, что он вырастет крепким и сильным, сможет вести суровую жизнь в суровых условиях — он должен погибнуть.

Не стоит даже спрашивать, нравственно ли такое решение человеческой судьбы с нашей точки зрения. А предкам — далеким нашим предкам — это казалось вполне нормальным. Условия жизни толкали пх на такую жестокость. Вероятно, дети стариков и родители младенцев оплакивали своих близких, но помочь им не могли: законы общества оказывались сильнее жалости, горя отдельного человека.

Обратимся к более близким временам. Вспомните наше путешествие в прошлый век. Ведь те девушки, которых мы встретили на дороге, были вовсе не плохие помещицы. В своем обществе они считались и добрыми, и порядочными, и даже прогрессивными: не били крестьян, не продавали их жестоким соседям, не разлучали мать с детьми, мужа с женой... Но они жили за счет труда других людей. С нашей точки зрения, это верх безнравственности. А условия жизни помещичьей России определяли крепостническую мораль.

В конце прошлого века в России начал развиваться капитализм. И, конечно, возникла соответствующая мораль. Нам с вами кажется отвратительным человек, занимающийся денежными махинациями, наживающий богатство путем обмана и эксплуатации рабочих. А в капиталистическом, обществе и до сих пор такой человек   считается   вполне   почтенным.

Развитие рабочего класса, его революционной борьбы породили и новую, революционную мораль: нельзя использовать чужой труд, надо уванхать человека и его достоинство, все люди должны быть равны...

Вот мы н пришли ко второму выводу: нравственные нормы зависят от условий жизни общества, определяются этими условиями.

Читать далее http://kvistrel.ucoz.ru/stati/Culture/nrav.htm
 

Лагин Лазарь - Собрание сочинений

 



Категория: Коммунизм | Просмотров: 443 | Добавил: kvistrel | Теги: воспитание детей, Нравственные нормы, Советский мультфильм, мораль, коммунизм
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война коммунизм теория Лекции Ленин - вождь работы Ленина поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм самодержавие фашизм Социализм демократия история революций история революции экономика советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм Гагарин достижения социализма первый полет в космос научный коммунизм Ленинизм музыка Биография Карл Маркс украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр сталинский СССР титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Великий Октябрь история Октября Дзержинский слом государственной машины история Великого Октября построение социализма поэзия съезды Советов Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино рабочее движение история съезд партии антифа культура империализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский
Приветствую Вас Товарищ
2017