Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1064]
Капитализм [149]
Война [467]
В мире науки [86]
Теория [836]
Политическая экономия [46]
Анти-фа [68]
История [583]
Атеизм [39]
Классовая борьба [411]
Империализм [182]
Культура [1112]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [60]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [70]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [402]
Биографии [11]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2019 » Июнь » 28 » Памяти Гюстава Флобера. Биография
17:18

Памяти Гюстава Флобера. Биография

Памяти Гюстава Флобера. Биография

Фредерик Моро. По роману Гюстава Флобера "Воспитание чувств" (1973)


"Спаси и сохрани!" (1989 г.) Режиссер Александр Сокуров.

02:47:31

 

Биография

 

Флобер (Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан,  - 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель.

Родился в семье врача. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная болезнь вынудила его прервать занятия.

Флобер поселился в своём небольшом имении, где прожил почти безвыездно до самой смерти. В Круассе созданы основные художественные произведения Флобера, там находится обширная переписка - бесценный источник сведений о философских, эстетических и общественно-политических взглядах писателя.

Первые литературные опыты Флобера (повести «Мемуары безумца», 1838, «Ноябрь», 1842) не самостоятельны, написаны в духе традиционного романтизма. Однако уже в них отчётливо выражена антибуржуазная направленность, столь характерная для флоберовского творчества. Отход от романтических представлений обозначился в раннем варианте романа «Воспитание чувств» (1843-45, не опубликован), однако окончательное разочарование в романтических идеалах юности совершилось под влиянием революционных событий во Франции 1848-1851.

Чутко прислушиваясь к происходящему, одобряя антибуржуазный пафос народного подъёма, писатель в то же время скептически-презрительно относился к любым политическим программам, заняв позицию принципиального неучастия в общественной жизни. Недоверчивое отношение к революции Флобер сохранил и в дальнейшем, не поняв и не приняв Парижской Коммуны.

Эстетические взгляды Флобера нашли выражение в созданной им концепции обособленности и элитарности литературы, которую он в известной степени уподоблял науке. Однако талант художника, зорко и неустанно наблюдавшего жизнь, титаническая литературная работа «до кровавого пота», по его собственному признанию, в рамки его эстетической системы никак не укладывались.

Вышедший в 1857 роман «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (рус. пер. 1858) - плод 6-летней работы - принадлежит к шедеврам мировой литературы, это поистине энциклопедия французской провинции 19 в.

Власти признали книгу «безнравственной» и отдали автора под суд; приговор был оправдательный. Прогрессивная критика тепло встретила роман (Ш. О. Сент-Бёв, Ш. Бодлер).

Трагическая развязка романа - самоубийство главной героини Эммы Бовари - заставляла размышлять: кто более аморален - запутавшаяся в супружеских изменах женщина или общество буржуазных обывателей и краснобаев типа аптекаря Омэ, изображенного в лучшей манере жёлчной флоберовской сатиры. Гибель Эммы Бовари обусловлена её тоской по иной жизни, свободной от пустоты и пошлости обывательского прозябания.

В 1858 Флобер совершил путешествие в Алжир и Тунис, собирая материалы для романа «Саламбо» (1862, рус. пер. 1863), действие которого происходит в древнем Карфагене в эпоху 1-й Пунической войны (3 в. до н. э.). Продолжение антибуржуазной темы проявилось здесь опосредованно, как тоска по сильным характерам и цельным натурам.

Следующий роман Флобера «Воспитание чувств» (1869, в рус. пер. «Сентиментальное воспитание», 1870) посвящен современным Флоберу событиям: Революции 1848, её поражению, установлению диктатуры Наполеона III (1851). Герой романа Фредерик Моро - тоже неудачник и жертва обстоятельств, как и Эмма Бовари, но при всех своих недостатках и слабостях он умеет отстоять свою нравственную независимость перед лицом циничных буржуа. С симпатией изображен революционер Дюссардье.

В 1874 Флобер опубликовал философскую драматическую поэму в прозе «Искушение святого Антония» (рус. пер. 1879). Это своеобразное по жанру произведение, написанное на основе житийной легенды и недвусмысленно берущее под сомнение претензии христианской религии на единственно истинное постижение смысла жизни.

Творческий путь Флобера завершают «Три повести» (1877) и роман «Бувар и Пекюше» (незакончен; опубликован 1881).

Одна из повестей «Простое сердце» (рус. пер. 1892) - история женщины из народа, служанки Фелиситэ. С большой любовью к героине прослеживает автор её нелёгкую судьбу. Две другие - «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (в рус. пер. «Католическая легенда о Юлиане Милостивом», 1877) и «Иродиада» (рус. пер. 1877) - вновь переносят в далёкие времена античности и средневековья.

«Бувар и Пекюше», произведение во многом сатирическое, связано с проблемой, никогда не перестававшей волновать Флобера, - человек и его роль в научном познании мира. Твёрдо веря в творческие возможности человека, Флобер считает своим долгом беспощадно высмеивать всякую профанацию подлинного знания. В книге она воплотилась в главных героях с их дилетантскими претензиями на всезнайство, свойственными обывателю-буржуа. В связи с работой над этим романом Флобер составил небольшой по объёму сатирический «Лексикон прописных истин» (опубликован 1910) - своеобразный кодекс ненавистного писателю обывательского «здравого смысла».

Значение Флобера и его влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, внимательный читатель рус. литературы (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой), он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно уча писательскому ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творческой добросовестности, преданности своему призванию, горячей любви к слову, родному языку.

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала рус. критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо». Творчество Флобера анализировали Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, М. Горький. Советское литературоведение изучает наследие Флобера в конкретно-историческом контексте, отмечая выдающуюся роль этого писателя в становлении реализма во французской литературе.


Соч.: Œuvres complètes illustrées, [t. 1√14], P., 1921√25; Œuvres complètes, t. 1-2, P., 1964; Correspondance, [P., 1973]; в рус. пер. -Собр. соч., под ред. А. В, Луначарского и М. Д. Эйхенгольца, т. 1-8, М. - Л., 1933-1938; Собр. соч., т. 1-4. М., 1971.


Лит.: Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958 (см. Указатель имён, т. 2); Горький М., Собр. соч., т. 1-30, М., 1949-55 (см. Указатель имён и название, т, 30); Луначарский А. В., Флобер. Общая характеристика, Собр. соч., т, 5, М., 1965; Иващенко А. Ф., Гюстав Флобер, М., 1955; Рейзов Б. Г., Творчество Флобера, М., 1955; Пузиков А. И., Идейные и художественные искания Флобера, в его кн.: Пять портретов, М., 1972; Bertrand L., Gustave Flaubert, P., 1912; Proust М., A propos du «style» de Flaubert, в его кн.: Chroniques, P., 1927; Digeon Cl., Flaubert, P., 1970; CullerJ., Flaubert: the uses of uncertainty, lthaca (N. Y.), [1974]; Dumesnil R., Demorest D.-L., Bibliographic de Gustave Flaubert, P., 1937.

С. Е. Высоцкий.

Источник

Скачать и читать



Категория: Капитализм | Просмотров: 154 | Добавил: lecturer | Теги: Художественная литература, Биография, Флобер, капитализм, мораль, культура
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм самодержавие фашизм Социализм демократия история революций экономика Пушкин советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар Парижская Коммуна учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография философия украина дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя съезды партии сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино научный социализм рабочее движение Статьи история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2019