Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [911]
Капитализм [133]
Война [428]
В мире науки [53]
Теория [615]
Политическая экономия [5]
Анти-фа [50]
История [508]
Атеизм [37]
Классовая борьба [343]
Империализм [180]
Культура [980]
История гражданской войны в СССР [171]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [18]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [40]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [148]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [5]
Главная » 2017 » Апрель » 7 » Орлеанская девственница
18:19

Орлеанская девственница

Орлеанская девственница

 

Вольтер
   Орлеанская девственница

   Для своей поэмы Вольтер использовал один из драматических эпизодов Столетней войны между Францией и Англией – освобождение Орлеана от осаждавших его английских войск. Замысел поэмы возник, очевидно, в 20-е годы XVIII в. Работал над ней Вольтер медленно, с большими перерывами. Первые песни были написаны к началу 30 – концу 40 гг.
   Первое анонимное франкфуртское издание «Орлеанской девственницы» датируется 1755 г. В текст этого издания было вставлено много фривольных строк и эпизодов, искажены отдельные мысли, что очень возмутило Вольтера. Второе анонимное издание, предпринятое в Париже в 1756 г., также пестрело инородными вставками. По совету друзей поэт отказался поставить свое имя на книге. Поэма была издана в 1762 г. у братьев Крамеров в Женеве, в таком виде она переиздавалась несколько раз. Для этого издания поэт заметно смягчил сатиру на священнослужителей. Тем не менее сразу же после выхода «Орлеанская девственница» была занесена в «Индекс запрещенных книг».
 

 ПЕСНЬ ПЕРВАЯ

 //-- Нежная любовь КарлаVII и Агнесы Сорель. Осада Орлеана англичанами. Явление святого Дениса и пр. --// 


     Я не рожден святыню славословить,
     Мой слабый глас не взыдет до небес,
     Но должен я вас ныне приготовить
     К услышанью Иоанниных чудес.
     Она спасла французские лилеи.
     В боях ее девической рукой
     Поражены заморские злодеи.
     Могучею блистая красотой,
     Она была под юбкою герой.
     Я признаюсь, – вечернею порой
     Милее мне смиренная девица,
     Послушная, как агнец полевой;
     Иоанна же была душою львица,
     Среди трудов и бранных непогод
     Являлася всех витязей славнее
     И что всего чудеснее, труднее,
     Цвет девственный хранила круглый год.


     О ты, певец сей чудотворной девы,
     Седой певец, чьи хриплые напевы,
     Нестройный ум и бестолковый вкус
     В былые дни бесили нежных муз,
     Хотел бы ты, о стихотворец хилый,
     Почтить меня скрыпицею своей,
     Да не хочу. Отдай ее, мой милый,
     Кому-нибудь из модных рифмачей.


     Державный Карл [16 - Карл VII (1403 – 1461) – французский король с 1422 г. К моменту его прихода к власти, почти вся Франция была оккупирована Англией. Согласно подписанному французской королевой Изабеллой Баварской (1371 – 1435) договору (1420) французский престол переходил к англичанам. Карл VII не признал этот договор и начал длительную войну с англичанами, но терпел поражения. Лишь после появления в 1429 г. Жанны д'Арк английские войска были разбиты под Орлеаном, был взят Реймс, где официально короновался Карл VII. После перехода на его сторону герцога Бургундского к 1435 г. вся Франция, кроме г. Кале, была освобождена от английских войск.], в расцвете юных дней,
     В старинном Туре на балах пасхальных
     (Он был любитель развлечений бальных)
     Пленился, к счастью для своих земель,
     Красавицей Агнесою Сорель [17 - Агнеса Сорель (1422 – 1450) – фаворитка Карла VII, имевшая от него несколько дочерей.].
     Такого чуда не встречали взоры.
     Вообразите нежный облик Флоры [18 - Флора – в римской мифологии богиня весеннего цветения и юности.],
     Стан и осанку молодых дриад,
     Живую прелесть Анадиомены [19 - Анадиомена – букв, выныривающая; имеется в виду богиня любви и красоты Афродита, которая, но одному древнегреческому мифу родилась из морской пены.]
     И Купидона шаловливый взгляд,
     Персты Арахны [20 - Арахна, или Арахнея – в древнегреческом мифе – искусная ткачиха, вступившая в состязание с богиней Афиной и победившая ее. Разгневанной богиней была превращена в паука.], сладкий глас сирены, —
     В ней было все; пред ней бы в прах легли
     Герои, мудрецы и короли.
     Ее узреть, влюбиться, млеть от страсти,
     Желаний сладких испытать напасти,
     Глаз не сводить с Агнесы, трепетать
     И голос, к ней приблизившись, терять,
     Ей руки жать ласкающей рукою,
     Дать чувствам течь пылающей рекою,
     Томиться, в свой черед к себе маня,
     Понравиться ей – было делом дня.
     Любовь царей стремительней огня.
     В любви искусна, думала Агнеса,
     Что страсть их скроет тайная завеса
     Но эту ткань прозрачную всегда
     Нескромный взор пронижет без труда.


     Чтоб ни один о них не знал повеса,
     Король избрал советника Бонно,
     Чью верность испытал уже давно:
     Он был носителем большого чина,
     Который двор, где все освящено,
     Зовет учтиво другом властелина,
     А грубые уста простолюдина —
     Обычно сводней, что весьма срамно.
     У этого Бонно в глуши укромной
     Был на Луаре замок – хоть куда.
     Агнеса тайно подплыла туда,
     И сам король приехал ночью темной.
     Их ужин ждал приятный, хоть и скромный;
     Бонно достал вино из погребов.
     Как вы ничтожны, пиршества богов!
     Любовники, смущенные заране,
     Во власти опьяняющих желаний,
     В ответ на взгляд бросали жгучий взгляд,
     Предвестие полуночных услад.
     Беседа, скромная, но без стесненья,
     Усиливала пламя нетерпенья.
     Король Агнесу взором пожирал,
     Нежнейший вздор украдкою шептал
      И ногу ей ногою прижимал.


     Окончен пир. Венеции и Лукки
     Несутся хроматические звуки;
     С тройным напевом сладкий голос свой
     Сливают скрипка, флейта и гобой.
     Слова поют о сказочном герое,
     Который, в ослепительной мечте
     Прийтись по сердцу деве-красоте,
     Забыл о славе и о поле боя.
     Оркестр был скрыт в укромном уголке,
     От молодой четы невдалеке.
     Агнеса, девичьим стыдом томима,
     Все слышала, никем чужим не зрима.


     Уже луна вступила в свой зенит;
     Настала полночь: час любви звенит.
     В алькове царственно-позолоченном,
     На темном и не слишком освещенном,
     Меж двух простынь, каких теперь не ткут,
     Красы Агнесы обрели приют.
     Открыта дверь перед альковом прямо;
     Алиса, многоопытная дама,
     Ее не зря забыла притворить.
     О юноши, способные любить,
     Поймите вы и сами, без сомненья,
     Как наш король сгорал от нетерпенья!
     На пряди ровные кудрей
     Уж пролит дивно пахнущий елей.
     Он входит, с девой он ложится рядом;
     О, миг, чудесным отданный усладам!
     Сердца их бьются, то любовь, то стыд
     Агнесин лоб и жжет и леденит.
     Проходит стыд, любовь же пребывает.
     Ее любовник нежный обнимает.
     Его глаза, что страсть восторгом жжет,
     Не оторвутся от ее красот.
     В чьем сердце не проснулася бы нега?


     Под шеей стройною, белее снега,
     Две белых груди, круглы и полны,
     Колышутся, Амуром созданы;
     Увенчивают их две розы милых.
     Сосцы-цветы, что отдохнуть не в силах,
     Зовете руку вы, чтоб вас ласкать,
     Взор – видеть вас, и рот – вас целовать.
     Моим читателям служить готовый,
     Их жадным взглядам я бы показал
     Нагого тела трепетный овал, —
     Но дух благопристойности суровый
     Кисть слишком смелую мою сдержал.
     Все прьлесть в ней и все благоуханье.
     Восторг, Агнесы пронизавший кровь,
     Дает ей новое очарованье,
     Живит ее; сильней румян любовь,
     И нега красит нежное созданье.


     Три месяца любовники живут,
     Ценя свой обольстительный приют.
     К столу приходят прямо от постели.
     Там завтрак, чудо поварских изделий,
     Дарует чувствам прежнюю их мощь;
     Потом на лов среди полей и рощ
     Их андалусские уносят кони,
     И лаю гончих вторит крик погони.
     По возвращенье в баню их ведут.
     Духи Аравии, масла, елей,
     Чтоб сделать кожу мягче и свежее,
     Над ними слуги пригоршнями льют.


     Пришел обед; изысканное мясо
     Фазана, глухаря или бекаса,
     В десятках соусов принесено,
     Ласкает нос, гортань и взгляд равно.
     Аи веселый, искристый и пенный,
     Токайского янтарь благословенный
     Щекочет мозг и мыслям придает
     Огонь, необходимый для острот,
     Таких же ярких, как напиток пьяный,
     Что зажигает и живит стаканы.
     Бонно в ладоши хлопает, хваля
     Удачные словечки короля.
     Пищеваренье к ночи их готовит;
     Рассказывают, шутят и злословят,
     Под чтение Аленовых стихов [21 - Ален Шартье (1385 – 1433) – французский придворный поэт Карла VII, «отец французского красноречия».];
     Дивятся на сорбонских докторов,
     На попугаев, обезьян, шутов.
     Подходит ночь; искусные актеры
     Комедией увеселяют взоры,
     И, день блаженный завершая вновь,
     Над нежной парой властвует любовь.
     Им, завлеченным в сети наслажденья,
     Как первой ночью, новы упоенья.
     Всегда довольны, ни один не хмур,
     Ни ревности, ни скуки, ни бессилья,
     Ссор не бывает; Время и Амур
     Вблизи Агнесы позабыли крылья.
     Карл повторял, обвив ее рукой,
     Даря подруге жаркое лобзанье:
     «Агнеса, милая, мое желанье,
     Весь мир – ничто перед твоей красой,
     Царить и биться, – что за сумасбродство!
     Парламент мой отрекся от меня;
     Британский вождь [22 - Британский вождь – герцог Бедфорд, Джон Ланкастер (1389 —1435), младший брат английского короля Генриха V, коронованного королем Франции; после его смерти короновал юного Генриха VI на престол и стал регентом.] грозней день ото дня;
     Но пусть мое он видит превосходство:
     Он царствует, но ты зато – моя».


     Такая речь не слишком героична,
     Но кто вдыхает благовонный мрак
     В руках любовницы, тому прилично
     И позабыться, и сказать не так.

Читать полностью http://bookz.ru/authors/vol_ter/orleansk_389/1-orleansk_389.html
Вольтер - Философские повести



Категория: Культура | Просмотров: 833 | Добавил: kvistrel | Теги: ЖА́ННА Д’АРК, народное ополчение, народное восстание, религия и атеизм, Вольтер.
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война коммунизм теория Лекции Ленин - вождь работы Ленина поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм самодержавие фашизм Социализм демократия история революций история революции экономика советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм Гагарин достижения социализма первый полет в космос научный коммунизм Ленинизм музыка Биография Карл Маркс украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр сталинский СССР титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Великий Октябрь история Октября Дзержинский слом государственной машины история Великого Октября построение социализма поэзия съезды Советов Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино рабочее движение история съезд партии антифа культура империализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский
Приветствую Вас Товарищ
2017