Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1079]
Капитализм [164]
Война [472]
В мире науки [86]
Теория [855]
Политическая экономия [54]
Анти-фа [69]
История [590]
Атеизм [39]
Классовая борьба [411]
Империализм [202]
Культура [1229]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [60]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [414]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [5]
Главная » 2020 » Июль » 9 » Кто и как разрушали СССР. Хрущевщина. Что это значит социалистическая страна? Часть 1.
09:11

Кто и как разрушали СССР. Хрущевщина. Что это значит социалистическая страна? Часть 1.

Кто и как разрушали СССР. Хрущевщина. Что это значит социалистическая страна? Часть 1.

Югославия

00:03:04

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЮГОСЛАВИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАНОЙ?

 

ТРЕТЬЯ СТАТЬЯ ПО ПОВОДУ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА ЦК КПСС

Редакция газеты «Жэньминь жибао»

Редакция журнала «Хунци»

(26 сентября 1963 года)

Является ли Югославия социалистической страной?

Этот вопрос не только вопрос об определении характера государства в Югославии. Он имеет отношение и к тому, по какому пути должны идти социалистические страны: идти ли по пути Октябрьской революции и довести до конца социалистическую революцию или же пойти по югославскому пути и реставрировать капитализм. Этот вопрос имеет также отношение к тому, как рассматривать титовскую клику: как братскую партию и антиимпериалистическую силу или же как ренегата международного коммунистического движения и приспешника империализма.

По этому вопросу у руководства КПСС имеются коренные разногласия с нами и марксистами-ленинцами всего мира.

Марксисты-ленинцы всего мира считают, что Югославия не социалистическая страна, что руководящая группировка Союза коммунистов Югославии изменила марксизму-ленинизму, изменила югославскому народу, стала ренегатом международного коммунистического движения и приспешником империализма.

Руководство же КПСС считает, что Югославия — социалистическая страна, что Союз коммунистов Югославии стоит на марксистско-ленинской позиции и является братской партией и антиимпериалистической силой.

Так, в Открытом письме ЦК КПСС от 14 июля Югославия объявляется «социалистической страной», а титовская клика причисляется к «братским партиям, стоящим у руля государственного руководства».

Товарищ Хрущёв во время своего последнего визита в Югославию выступил с многочисленными речами, в которых он, отбросив фиговый листок, ещё полнее раскрыл свою подлинную позицию по этому вопросу.

По словам Хрущёва, Югославия является не просто социалистической страной, а «передовой» социалистической страной, там нет «болтовни о революции», есть только «конкретное строительство социализма» и «рост» Югославии является «конкретным вкладом в общее международное революционное рабочее движение»152-1. Всё это привело Хрущёва в восхищение, и этому он хотел бы поучиться.

Хрущёв заявляет, что руководство КПСС и титовская клика «не только братья по классу», но и «братья, связанные единством стоящих перед» ними «целей», и что руководство КПСС является «надёжным и верным союзником» титовской клики152-2.

По мнению Хрущёва, он нашёл у титовской клики подлинный «марксизм-ленинизм». Стало быть, содержащееся в Открытом письме ЦК КПСС утверждение о том, что «между КПСС и СКЮ продолжают оставаться разногласия по ряду принципиальных идеологических вопросов»,— сплошное лицемерие. Хрущёв, обращаясь к титовской клике, говорит: «У нас одна идеология, мы руководствуемся одной теорией», мы стоим на одной основе — «марксизме-ленинизме»152-3.

Хрущёв уже давно отбросил за тридевять земель Заявление 1960 года.

В Заявлении говорится: «Коммунистические партии единодушно осудили югославскую разновидность международного оппортунизма, являющуюся концентрированным выражением „теорий“ современных ревизионистов».

В Заявлении говорится: «Изменив марксизму-ленинизму, объявляя его устаревшим, руководители СКЮ противопоставили Декларации 1957 г. свою антиленинскую ревизионистскую программу, противопоставили СКЮ всему международному коммунистическому движению».

В Заявлении говорится, что руководители СКЮ поставили Югославию «в зависимость от так называемой „помощи“ американских и других империалистов и тем самым создали угрозу потери революционных завоеваний, достигнутых героической борьбой югославского народа».

В Заявлении говорится: «Югославские ревизионисты ведут подрывную работу против социалистического лагеря и мирового коммунистического движения», «они развёртывают деятельность, наносящую ущерб делу единства всех миролюбивых сил и государств».

Обо всём этом в Заявлении говорится яснее ясного, но тем не менее руководство КПСС утверждает: «В соответствии с Заявлением 1960 года, мы считаем Югославию страной социалистической»153-1. Как только поворачивается язык говорить это!

Позволительно спросить:

Разве может быть социалистической страной такая страна, которая руководствуется «теорией» современного ревизионизма, являющегося, как об этом сказано в Заявлении, разновидностью международного оппортунизма?

Разве может быть социалистической страной такая страна, которая, как говорится в Заявлении, изменила марксизму-ленинизму и противопоставила себя всему международному коммунистическому движению?

Разве может быть социалистической страной такая страна, которая, как говорится в Заявлении, ведёт подрывную работу против социалистического лагеря и мирового коммунистического движения?

Разве может быть социалистической страной такая страна, которая, как говорится в Заявлении, развёртывает деятельность, наносящую ущерб делу единства всех миролюбивых сил и государств?

Разве может быть социалистической страной такая страна, на содержание которой империалистические страны во главе с США затратили несколько миллиардов долларов?

Называть такую страну «социалистической» — это более чем странно!

По данному вопросу товарищ Тольятти, по-видимому, выражается яснее, чем товарищ Хрущёв. Тольятти прямо говорит, что изложенная в Заявлении 1960 года позиция в отношении титовской клики является «ошибочной»154-1. Раз Хрущёв всеми фибрами души стремится реабилитировать титовскую клику, то он должен был бы быть более откровенным, и нечего было лицемерить и делать вид, будто он отстаивает Заявление.

Ошибочны ли выводы Заявления о Югославии? Нужно ли отказываться от них? Тольятти говорит: выводы ошибочны, от них нужно отказаться. Хрущёв по существу также говорит: выводы ошибочны, от них нужно отказаться. Мы же говорим: выводы не ошибочны, и от них ни в коем случае нельзя отказываться. Все братские партии, отстаивающие марксизм-ленинизм и Заявление 1960 года, также говорят: выводы не ошибочны, и от них ни в коем случае нельзя отказываться.

По мнению руководителей КПСС, мы, занимая такую позицию, придерживаемся какого-то «трафарета», отстаиваем «звериные законы капиталистического мира»154-2, хотим «„отлучить“ Югославию от социализма»154-3. Более того, кто не считает Югославию социалистической страной, тот, по их мнению, поступает «вопреки фактам» и допускает «субъективистскую» ошибку155-1. А они, закрыв глаза на факты и сделав вывод о том, что Югославия является социалистической страной, якобы исходят при этом «из объективных законов, из учения марксизма-ленинизма» и «глубокого анализа действительности»155-2.

Так какова же действительность в Югославии? Какой же вывод должен быть сделан, если исходить из объективных законов, из учения марксизма-ленинизма и глубокого анализа югославской действительности?

Ниже мы остановимся на этих вопросах.

РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА В ГОРОДАХ ЮГОСЛАВИИ

Для того чтобы доказать, что Югославия является социалистической страной, Хрущёв приводит в качестве одного из аргументов то, что якобы в Югославии нет частного капитала, нет частных предприятий, нет капиталистов.

Так ли обстоит дело? Нет, не так.

Факты говорят, что в Югославии имеются в большом количестве частный капитал и частные предприятия и они быстро развиваются.

Судя по общей картине развития социалистических стран, в народном хозяйстве этих стран в течение известного периода времени после захвата пролетариатом власти существуют различные секторы, в том числе и частнокапиталистический сектор. И это вовсе не удивительно. Всё дело в том, какую политику проводит государственная власть в отношении частнокапиталистического сектора — политику использования, ограничения, преобразования и ликвидации или же политику попустительства, поддержки и поощрения. Это служит важным критерием для определения того, в каком направлении развивается та или иная страна — в направлении социализма или капитализма.

В этом вопросе титовская клика идёт вразрез с социализмом. Социальные преобразования, проводившиеся в Югославии в начальный период после второй мировой войны, были, собственно говоря, непоследовательными. После своей открытой измены титовская клика стала проводить не политику преобразования и ликвидации частного капитала и частных предприятий, а политику их поощрения и развития.

В 1953 году титовская клика опубликовала постановление, согласно которому «группы граждан» имеют право «создавать предприятия» и «нанимать рабочую силу». В том же году титовская клика издала указ, предоставляющий частным лицам право приобретать основные средства государственных хозяйственных организаций.

В 1956 году титовская клика своей налоговой политикой и другими мерами стала поощрять местные власти к тому, чтобы они содействовали развитию частного капитала.

В 1961 году титовская клика опубликовала постановление, согласно которому частные лица имеют право приобретать иностранную валюту.

В 1963 году политика развития частного капитала, проводившаяся титовской кликой, была закреплена в конституции. Конституцией предусмотрено, что в Югославии частные лица могут создавать предприятия и нанимать рабочую силу.

При поддержке титовской клики частные предприятия и частный капитал в городах Югославии стали расти подобно молодому бамбуку после весеннего дождя.

По данным «Карманного статистического справочника Югославии 1963 года», изданного официальными органами в Белграде, в Югославии насчитывается свыше 115 тысяч «частных ремесленных предприятий». Владельцы многих частных предприятий фактически являются не какими-то «ремесленниками», а типичными капиталистами.

Как признаёт титовская клика, хотя частники согласно закону имеют право нанимать не больше пяти рабочих, однако некоторые из них нанимают рабочих в десять и двадцать раз больше, а отдельные владельцы предприятий нанимают даже «500—600 рабочих»157-1. Ежегодный оборот некоторых частных предприятий превышает 100 миллионов динаров157-2.

7 декабря 1961 года в югославской газете «Политика» было помещено сообщение, из которого явствует, что такие частники зачастую представляют из себя «крупных предпринимателей». Газета пишет: «Как широко раскинута сеть этих частников и сколько они имеют рабочих,— трудно установить. По закону они имеют право держать пять рабочих, которые помогали бы им в делах. А эти пять человек, как говорят осведомленные люди, оказываются пятью подрядчиками, которые, в свою очередь, имеют своих „подподрядчиков“». Подрядчики «зачастую уже больше не трудятся, а лишь отдают приказы, составляют планы, разъезжают на машинах от одного предприятия к другому и заключают контракты».

По размерам прибыли, получаемой частниками, можно также видеть, что они действительно являются капиталистами в полном смысле этого слова. Югославская газета «Свет» 8 декабря 1961 года писала, что «чистые доходы отдельных ремесленников достигают миллиона динаров в месяц». Белградская газета «Вечерни новости» 20 декабря 1961 года отмечала также, что в Белграде «116 частников получили в прошлом году доходы, превышающие 10 миллионов динаров». А один частник за год «получил доходы в сумме около 70 миллионов динаров», что по официальному курсу равняется примерно 100 тысячам американских долларов.

В югославских городах имеются не только частные промышленные предприятия, частные предприятия бытового обслуживания, частная торговля, частное домовладение, частный транспорт, но имеются и ростовщики, именуемые «частными банкирами». Эти ростовщики открыто занимаются своей деятельностью и даже помещают в газетах объявления, вроде: «Даю взаймы 300 тысяч динаров сроком на три месяца. Возвратить 400 тысяч динаров. Требуется залог»158-1.

Всё это неоспоримые факты.

Позволительно спросить тех, кто преднамеренно реабилитирует титовскую клику: если вы не умышленно обманываете людей, то как же вы можете утверждать, что в Югославии нет частного капитала, нет частных предприятий, нет капиталистов?

ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ЮГОСЛАВСКОЙ ДЕРЕВНЕ

Теперь посмотрим, каково положение в югославской деревне.

Действительно ли в Югославии уже нет капиталистов, как утверждает Хрущёв?

Нет, факты свидетельствуют как раз об обратном.

Широкое развитие капитализма в Югославии ещё заметнее в деревне.

Марксизм-ленинизм учит, что единоличное хозяйство, хозяйство мелких производителей, ежедневно, ежечасно рождает капитализм и что только коллективизация может вывести сельское хозяйство на социалистический путь развития.

«Ленин говорит,— писал И. В. Сталин,— что пока в стране преобладает индивидуальное крестьянское хозяйство, рождающее капиталистов и капитализм, будет существовать опасность реставрации капитализма. Понятно, что пока существует такая опасность, нельзя говорить серьёзно о победе социалистического строительства в нашей стране»158-2.

В этом вопросе титовская клика взяла прямо противоположный социализму курс.

Правда, в начальный период после второй мировой войны в Югославии проводилась аграрная реформа, было организовано определённое количество крестьянских трудовых кооперативов, но кулацкое хозяйство в основном не было затронуто.

Но уже в 1951 году титовская клика открыто объявила о том, что она отказывается от коллективизации сельского хозяйства, и начала роспуск крестьянских трудовых кооперативов. Это был серьёзный шаг титовской клики на пути измены делу социализма. К концу 1953 года число кооперативов, которых в 1950 году насчитывалось свыше 6900, сократилось примерно до 1200, а к концу 1960 года — до 147. Югославская деревня — это необъятный океан единоличных хозяйств.

Титовская клика открыто заявляет, что коллективизация в Югославии не оправдала себя. Она злобно клевещет на коллективизацию, утверждая, будто «коллективизация — это то же самое, что и экспроприация»159-1, будто коллективизация — это путь, который «на самое длительное время сохраняет крепостничество и нищету крестьянства»159-2. Она выступает с нелепой концепцией о необходимости «базировать развитие сельского хозяйства на свободном соревновании экономических сил»159-3.

Продолжая массовый роспуск крестьянских трудовых кооперативов, титовская клика начиная с 1953 года в целях поощрения развития капитализма в деревне издала целый ряд законов и постановлений, согласно которым в деревне разрешались свободная купля и продажа земли, свободная аренда земли, свободный наём рабочей силы, а также отменялась система плановых заготовок сельскохозяйственной продукции, допускалась свободная торговля сельскохозяйственной продукцией.

В результате проведения такой политики, капиталистические силы в деревне стали быстро расти и с каждым днём усиливалась поляризация крестьянства. Такова одна из важных сторон деятельности титовской клики, направленной на реставрацию капитализма.

Поляризация крестьянства находит своё выражение прежде всего в землевладении. Бывший секретарь по делам сельского и лесного хозяйства Югославии С. Комар признал, что в югославской деревне в 1959 году бедняцкие дворы, имевшие менее пяти гектаров земли, составляли 70 процентов всех крестьянских дворов, а площадь их пахотной земли равнялась лишь 43 процентам всей площади пахотных земель, находившихся в частном владении; зажиточные дворы, имевшие более восьми гектаров земли, составляли всего 13 процентов всех крестьянских дворов, а площадь их пахотных земель равнялась 33 процентам всей площади частных пахотных земель. Он также признал, что около 10 процентов всех крестьянских дворов ежегодно занимается куплей и продажей земли160-1. Большинство крестьянских дворов, продающих землю,— это бедняцкие дворы.

Положение с концентрацией земли на самом деле обстоит гораздо серьёзнее, чем указывают приведённые выше данные. Как сообщает 19 июля 1963 года газета «Борба» — рупор титовской клики, в одном из районов имеются «тысячи дворов, которые владеют землей, значительно превышающей установленный законом максимум — десять гектаров»; в общине Биелина «обнаружено, что 500 крестьянских дворов имеет по 10—30 гектаров земли». Подобные явления отнюдь не единичны.

Поляризация крестьянства находит своё выражение также в наличии резкого контраста во владении рабочим скотом и сельскохозяйственными орудиями. В автономном крае Воеводина, основном зернопроизводящем районе, где насчитывается 308 тысяч крестьянских дворов, 55 процентов дворов не имеет рабочего скота. Крестьянские дворы, имеющие менее двух гектаров земли, составляют 40,7 процента всех крестьянских дворов этого края, однако на их долю приходится всего лишь 4,4 процента всех плугов, то есть в среднем по одному плугу на 20 дворов. Зажиточные же крестьяне этого края не только владеют большим количеством плугов и телег, но и имеют свыше 1300 тракторов и большое количество других сельскохозяйственных машин161-1.

Поляризация крестьянства находит своё выражение также в развитии наёмного труда и других форм капиталистической эксплуатации.

В еженедельнике «Комунист» от 7 февраля 1958 года сообщалось, что в 1956 году в Сербии 52 процента крестьянских дворов, владеющих свыше восьми гектаров земли, пользовалось наёмным трудом.

В 1962 году С. Комар отмечал, что в последние годы некоторые хозяева крестьянских дворов «становятся всё более сильными, источником их доходов являются не собственный труд, а недозволенная торговля, переработка не только своей, но и чужой продукции, подделка вин, превышение установленного максимума владения землей — десяти гектаров, которое достигается или покупкой земли, или, что ещё чаще, арендой земли, фиктивным дележом, захватом или сокрытием общественных земель, а также приобретение путём спекуляции тракторов и эксплуатация своих бедных соседей с помощью машинной обработки их земель»161-2.

30 августа 1962 года газета «Борба» писала: «Так называемые добрые производители» — это «арендаторы чужой земли и рабочей силы, а также ловкие торговцы». «Они не производители, а предприниматели. Некоторые из них круглый год не берут в руки мотыгу. Они нанимают рабочую силу, а сами только смотрят за полями и ведут торговлю».

В югославской деревне царит произвол ростовщиков, которые за свои ссуды часто взимают 100 процентов и выше. Кроме того, там орудуют и так называемые скупщики рабочей силы, которые, пользуясь трудным положением безработных, занимаются эксплуатацией путём посредничества.

Массы бедняков, лишившиеся земли и других средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу, чтобы как-то прокормиться. По данным, опубликованным 20 августа 1962 года в газете «Политика», в 1961 году в Югославии крестьянские дворы, имеющие менее двух гектаров земли, примерно 70 процентов своих денежных доходов получали за счёт продажи собственной рабочей силы. Они подвергаются жестокой эксплуатации и влачат жалкое существование.

Факты показывают, что в югославской деревне господствует класс эксплуататоров.

ЦК КПСС, пытаясь в своём Открытом письме доказать, что Югославия является социалистической страной, утверждает, что «социалистический сектор» в сельском хозяйстве Югославии увеличился с 6 до 15 процентов.

К сожалению, даже и эти жалкие проценты нельзя отнести к социалистическому сектору.

Под «социалистическим сектором», составляющим 15 процентов, руководство КПСС имеет в виду не что иное, как созданные титовской кликой «сельскохозяйственные имения», «земледельческие кооперативы общего типа» и другие подобные им сельскохозяйственные организации. Однако так называемые «сельскохозяйственные имения» по существу представляют собой капиталистические фермы, а так называемые «земледельческие кооперативы общего типа» — капиталистические хозяйственные организации, занимающиеся в основном торговой деятельностью. Они не только не затрагивают частную собственность на землю, но и призваны главным образом поощрять развитие кулацких хозяйств.

В изданной в Белграде книге «Проблемы сельского хозяйства в Югославии» отмечается, что кооперативы, «судя по тому, как они сегодня поставлены и действуют, отнюдь не означают социалистической реконструкции сельского хозяйства и села. Они не столько работают на создание социалистических пунктов в селе, сколько на развитие и оказание помощи капиталистическим элементам. Бывают случаи, когда эти кооперативы представляют собой объединения кулацких элементов».

Титовская клика предоставляет «земледельческим кооперативам общего типа» монопольное право на закупку у крестьян сельскохозяйственной продукции. Эти так называемые «кооперативы», пользуясь такой привилегией и играя на свободном формировании цен на сельскохозяйственную продукцию, проводят в своей торговой деятельности крупные спекулятивные операции и тем самым эксплуатируют крестьян. В 1958 году, когда в Югославии был неурожай, «кооперативы» и другие торговые организации, пользуясь случаем, повысили продажные цены на сельскохозяйственную продукцию. А в 1959 году, когда наблюдался известный рост урожая, эти «кооперативы» в нарушение заключённых с крестьянами контрактов сократили объём закупок, не считаясь с тем, что сельскохозяйственная продукция гнила на полях.

«Земледельческие кооперативы общего типа» и «сельскохозяйственные имения» нанимают в большом количестве постоянных и временных рабочих, эксплуатируя их. Согласно данным «Статистического ежегодника Федеративной Народной Республики Югославии» за 1962 год, в 1961 году лишь одними «кооперативами» было нанято постоянных рабочих свыше 100 тысяч человек, не считая большого числа временных рабочих. Как сообщила 1 декабря 1962 года югославская газета «Рад», наёмные рабочие «очень часто подвергаются самой грубой эксплуатации (рабочий день длится 15 часов). Их личные доходы очень часто весьма низки».

Отсюда видно, что все эти сельскохозяйственные организации, представляющие так называемый «социалистический сектор», являются просто-напросто капиталистическими.

Экспроприировать крестьянскую бедноту и развивать капиталистические сельскохозяйственные фермы — такова основная политика титовской клики в области сельского хозяйства. В 1955 году Тито говорил: «Мы не оставляем той мысли, что в Югославии наступит день, когда будут каким-то образом объединены мелкие хозяйства… В Америке уже пришли к этому. Мы должны найти это решение».

Следуя по капиталистическому пути, титовская клика разработала в 1959 году «Закон об использовании сельскохозяйственных земель». Законом предусматривается передача земель крестьян-единоличников под «принудительное управление» «земледельческих кооперативов общего типа» или «сельскохозяйственных имений» в случае, если эти крестьяне не в состоянии обрабатывать свою землю в соответствии с установленными требованиями. Фактически это значит развивать капиталистические сельскохозяйственные фермы путём экспроприации крестьянской бедноты и насильственного присвоения её земель. Это — самый типичный капиталистический путь развития сельского хозяйства.

Останавливаясь на вопросе перехода мелких крестьянских хозяйств на путь крупных хозяйств, Сталин говорил: «Вот вам два пути, путь капиталистический и путь социалистический, путь вперёд — к социализму и путь назад — к капитализму».

Существует ли ещё третий путь помимо пути социалистического и пути капиталистического? Сталин отмечал: «Так называемый третий путь есть на самом деле путь второй, путь возврата к капитализму». «Ибо, что значит вернуться к единоличному хозяйству и восстановить кулачество? Это значит восстановить кулацкую кабалу, восстановить эксплуатацию крестьянства кулачеством и дать кулаку власть. Но можно ли восстановить кулачество и сохранить вместе с тем Советскую власть? Нет, нельзя. Восстановление кулачества должно повести к созданию кулацкой власти и к ликвидации Советской власти,— стало быть, оно должно повести к образованию буржуазного правительства. А образование буржуазного правительства должно в свою очередь повести к восстановлению помещиков и капиталистов, к восстановлению капитализма»165-1.

Путь, по которому шло сельское хозяйство Югославии в течение последних десяти с лишним лет, и есть путь восстановления капитализма.

Всё это неоспоримые факты.

Позволительно спросить тех, кто преднамеренно реабилитирует титовскую клику: если вы не умышленно обманываете людей, то как же вы можете утверждать, что в Югославии нет капиталистов?

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ВСЕНАРОДНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В КАПИТАЛИСТИЧЕСКУЮ

Реставрация капитализма в Югославии находит своё выражение не только в широком развитии частного капитала в городе и капитализма в деревне, но и, что ещё более важно, в том, что «общественные» предприятия, занимающие решающее место в экономике Югославии, уже переродились.

Экономика титовской клики, построенная на так называемом «рабочем самоуправлении», представляет собой государственный капитализм особого типа. Это не государственный капитализм в условиях диктатуры пролетариата, а государственный капитализм в условиях, когда титовская клика превратила диктатуру пролетариата в диктатуру бюрократическо-компрадорской буржуазии. Средства производства на предприятиях «рабочего самоуправления» принадлежат не одному или нескольким капиталистам, они фактически принадлежат бюрократическо-компрадорской буржуазии нового типа, представителями которой является титовская клика и которая включает в себя чиновников-бюрократов, директоров предприятий и др. Прикрываясь именем государства, находясь в зависимости от американского империализма и рядясь в тогу социализма, эта бюрократическо-компрадорская буржуазия прибрала к своим рукам достояние, принадлежавшее трудящимся. Система так называемого «рабочего самоуправления» по существу представляет собой систему жестокой эксплуатации при господстве бюрократическо-компрадорского капитала.

С 1950 года титовская клика опубликовала ряд законов, и постановлений, предусматривающих введение так называемого «рабочего самоуправления» на фабриках, рудниках, дорожных, транспортных, торговых, сельскохозяйственных, лесных, коммунальных и других государственных предприятиях. Так называемое «рабочее самоуправление» выражается главным образом в передаче предприятий под управление так называемых «трудовых коллективов», в предоставлении предприятиям права самим закупать сырьё, определять ассортимент, объём и цены выпускаемой продукции, сбывать свою продукцию на рынке, определять зарплату и определять распределение части прибыли. Югославские законы также предусматривают право предприятий по своему усмотрению покупать, продавать и арендовать основные средства.

Титовская клика называет форму собственности предприятий так называемого «рабочего самоуправления» какой-то «высшей формой социалистической собственности». Она утверждает, что, только осуществляя «рабочее самоуправление», можно «действительно построить социализм».

Это чистейший обман.

Все, кто хоть мало-мальски знаком с произведениями марксизма, знают, что с теоретической точки зрения лозунги, вроде «рабочего самоуправления» и «фабрика — рабочим», никогда не были марксистскими, это — анархо-синдикалистские лозунги, лозунги буржуазного социализма, лозунги старых оппортунистов, старых ревизионистов.

Так называемые «теории» «рабочего самоуправления» и «фабрика — рабочим» диаметрально противоположны основным марксистским положениям о социализме. Они давно уже начисто опровергнуты классиками марксизма.

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» указывали: «Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства».

Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» подчёркивал: «Пролетариат берёт государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность».

Завоевав власть, пролетариат должен централизовать средства производства в руках государства диктатуры пролетариата. В этом состоит один из основных принципов социализма.

После Октябрьской революции, в первые годы Советской власти, В. И. Ленин, резко критикуя тех, кто выступал за передачу промышленных предприятий «производителям» для непосредственной «организации производства», указывал, что такие взгляды по существу направлены против диктатуры пролетариата.

В. И. Ленин указывал, что «величайшим искажением основных начал советской власти и полным отказом от социализма является всякое, прямое или косвенное, узаконение собственности рабочих отдельной фабрики или отдельной профессии на их особое производство, или их права ослаблять или тормозить распоряжения общегосударственной власти»167-1. Эти слова Ленина бьют не в бровь, а в глаз.

Отсюда видно, что так называемое «рабочее самоуправление» не имеет ничего общего с социализмом.

На самом деле так называемое «рабочее самоуправление», рекламируемое титовской кликой, вовсе не является самоуправлением рабочих в подлинном смысле этого слова, это всего лишь вывеска для обмана людей.

Предприятиями «рабочего самоуправления» фактически распоряжается новая бюрократическо-компрадорская буржуазия в лице титовской клики. Последняя держит под своим контролем как финансы, так и кадровый состав этих предприятий, забирает львиную долю их доходов.

Титовская клика через банковские учреждения контролирует всю кредитную систему страны, контролирует фонд капиталовложений и оборотные средства предприятий, контролирует их финансовую деятельность.

Используя такие каналы, как налогообложение и начисление процентов, титовская клика загребает доходы предприятий. По данным «Отчёта Союзного исполнительного веча за 1961 год», титовская клика забирает таким путём примерно три четверти чистых доходов предприятий.

Титовская клика присваивает плоды труда народа и использует их главным образом для того, чтобы самой этой бюрократической клике жить в роскоши, чтобы поддерживать своё реакционное господство, усилить машину для подавления трудящихся и уплачивать империалистам дань в виде погашения внешних займов и выплаты процентов по ним.

Титовская клика контролирует предприятия также и через директоров. Номинально директора предприятий отбираются по конкурсу, на самом же деле они назначаются титовской кликой. Они являются агентами бюрократическо-компрадорской буржуазии на предприятиях.

Отношения между директорами и рабочими на предприятиях так называемого «рабочего самоуправления» представляют собой по сути дела отношения между нанимателями и нанимаемыми, между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Действительное положение таково: директор имеет право определять производственные планы и профиль хозяйственной деятельности предприятия, распоряжаться средствами производства, определять распределение доходов предприятия, принимать и увольнять рабочих, а также отменять решения «рабочего совета» или «управленческого комитета».

Многочисленные материалы, опубликованные в югославской печати, показывают, что «рабочие советы» представляют собой всего лишь созданный для проформы «механизм голосования» и что на предприятии «вся власть в руках директора».

Поскольку директор предприятия контролирует средства производства и распоряжается ими, определяет и осуществляет распределение доходов предприятия, он может, пользуясь своими особыми правами, присваивать плоды труда рабочих.

Титовская клика сама признаёт, что на таких предприятиях существует огромная разница не только между окладом директора и зарплатой рабочего, но и между получаемыми ими долями от прибылей. На некоторых предприятиях директора и весь руководящий персонал при распределении прибыли получают в 40 раз больше, чем рабочие. «На некоторых предприятиях группы руководителей получили премии в сумме, равной фонду заработной платы целого коллектива»169-1.

Директора предприятий, пользуясь своими особыми правами, под всякими предлогами загребают большие суммы денег. Кроме того, крупным источником их доходов служат также взяточничество, казнокрадство, хищения.

Широкие массы рабочих живут в бедности. Они не гарантированы от безработицы. Многие из них лишаются работы из-за банкротства предприятий. Согласно официальным статистическим данным, в феврале 1963 года число безработных достигло 339 тысяч человек, что примерно равно 10 процентам всех занятых на производстве рабочих Югославии. Ежегодно рабочие массами эмигрируют за границу.

25 сентября 1961 года югославская газета «Политика» сама признала, что «существует значительная пропасть между отдельными рабочими и служащими и что первые смотрят на последних как на „бюрократию“, которая „съедает“ их зарплату».

Все эти факты показывают, что на югославских предприятиях так называемого «рабочего самоуправления» образовалась новая социальная группа, которая хотя и составляет меньшинство, но присваивает плоды труда большинства. Она является важной составной частью вновь народившейся бюрократическо-компрадорской буржуазии в Югославии.

В результате введения титовской кликой так называемого «рабочего самоуправления» предприятия, являвшиеся прежде всенародной собственностью, совсем сошли с рельсов социалистической экономики.

Это находит своё выражение главным образом в следующем:

Во-первых, в отказе от единого государственного хозяйственного плана.

Во-вторых, в использовании прибыли как основного средства для стимулирования хозяйственной активности предприятий. Предприятия в целях увеличения доходов и прибылей могут по своему усмотрению прибегать к любым средствам. Это значит, что производство на предприятиях так называемого «рабочего самоуправления» имеет своей целью вовсе не удовлетворение потребностей общества, а погоню за прибылью, как это происходит на капиталистических предприятиях.

В-третьих, в проведении политики поощрения капиталистической свободной конкуренции. Тито говорил директорам предприятий: «Конкуренция в нашей стране будет выгодна нашим простым людям, потребителям». Титовская клика открыто говорит также, что она допустила «конкуренцию, погоню за прибылями, спекуляцию и другие подобные явления» именно потому, что они, мол, «позитивно воздействовали на развитие инициативы производителей, их коллективов и коммун и т. д.»171-1.

В-четвёртых, в использовании кредита и банка как важного рычага для поддержания капиталистической свободной конкуренции. Кредитно-банковские учреждения титовской власти используют конкурсы для выдачи ссуд. Ссуду получает тот, кто в состояний погасить её, дать самый высокий процент и возвратить её в кратчайший срок. Подобная практика на языке титовской клики называется — «использовать конкуренцию как обычный метод распределения инвестиционных кредитов»171-2.

В-пятых, во взаимоотношениях между предприятиями. Эти отношения являются не социалистическими, а капиталистическими отношениями, они строятся не на взаимной помощи и взаимном сотрудничестве при наличии единого государственного плана, а на взаимной конкуренции и взаимном вытеснении на свободном рынке.

Всё это в корне подорвало социалистическое плановое хозяйство.

В. И. Ленин говорил: «Социализм немыслим… без планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов»171-3.

В. И. Ленин также говорил, что «без всестороннего, государственного учёта и контроля за производством и распределением продуктов власть трудящихся, свобода трудящихся удержаться не может, возврат под иго капитализма неизбежен»171-4.

Под вывеской «рабочего самоуправления» в Югославии идет ожесточённая капиталистическая конкуренция между отраслями и между предприятиями. Для того чтобы вытеснить своих конкурентов на рынке и извлечь прибыль, предприятия так называемого «рабочего самоуправления» совершают всевозможные злоупотребления, занимаются спекуляцией, придерживают товары для взвинчивания цен, произвольно завышают цены, занимаются хищениями и подкупом, держат в секрете техническую документацию, ведут между собой борьбу за инженерно-технический персонал и даже нападают друг на друга в печати и по радио. Всё это стало обыденным явлением.

Предприятия Югославии ведут острую конкурентную борьбу между собой не только на внутреннем рынке, но и на мировом рынке. Как сообщает югославская печать, зачастую 20—30 представителей югославских внешнеторговых предприятий съезжаются на один и тот же иностранный рынок, где они, конкурируя между собой, отбивают деловых партнёров. Эти внешнеторговые предприятия «по эгоистичным мотивам» «стремятся зарабатывать любой ценой, любыми средствами».

Ожесточённая конкурентная борьба вызвала полный хаос на югославском рынке. Значительная разница в ценах на одинаковые товары и даже на одни и те же товары, производимые одним и тем же предприятием, существует не только в разных городах и районах, но и в разных магазинах одного и того же района. Некоторые предприятия для поддержания высоких цен не останавливаются перед уничтожением огромного количества сельскохозяйственных продуктов.

Ожесточённая конкуренция привела к банкротству большого числа предприятий в Югославии. По данным «Службени лист ФНРЮ», за последние годы число обанкротившихся предприятий ежегодно составляло 500—600.

Вышеприведённые факты показывают, что в «общественном» хозяйстве Югославии действуют не законы социалистической плановой экономики, а законы капиталистической конкуренции и анархии производства, что рекламируемые титовской кликой предприятия так называемого «рабочего самоуправления» являются по своему характеру не социалистическими, а капиталистическими предприятиями.

Позволительно спросить тех, кто преднамеренно реабилитирует титовскую клику: если вы не умышленно обманываете людей, то как же вы можете называть социалистической экономикой государственно-капиталистическую экономику, находящуюся под контролем бюрократическо-компрадорской буржуазии?

Продолжение следует

Источник



Категория: Теория | Просмотров: 31 | Добавил: lecturer | Теги: теория, Ленин, Китайская Коммунистическая партия, Мао Цзэдун, революция, Сталин - вождь, марксизм, история, классовая борьба, наука, Ленинизм
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь юмор писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2020