Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1103]
Капитализм [164]
Война [479]
В мире науки [93]
Теория [897]
Политическая экономия [60]
Анти-фа [76]
История [607]
Атеизм [45]
Классовая борьба [410]
Империализм [219]
Культура [1320]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [62]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [448]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2021 » Сентябрь » 4 » Феодальный способ производства. Экономические воззрения эпохи феодализма. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
17:15

Феодальный способ производства. Экономические воззрения эпохи феодализма. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Феодальный способ производства. Экономические воззрения эпохи феодализма. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Капитанская дочка


В экономических взглядах феодальной эпохи нашёл свое отражение господствовавший в то время строй общественных отношений. В феодальном об­ществе вся умственная жизнь находилась под контролем духовенства и про­текала в религиозно-схоластической форме. Поэтому рассуждения о хозяйст­венной жизни того времени составляли особые разделы в богословских трактатах.

Экономические и другие воззрения эпохи феодализма в Китае в течение многих веков находились под влиянием учения Конфуция. Конфуцианство как религиозная идеология возникло ещё в V веке до нашего летосчисления. Со­циально-экономические воззрения конфуцианства сводятся к освящению единого феодального государства под властью монарха, требуют строгого сохранения сословной феодальной иерархии как в государственном устройстве, так и в се­мейной жизни. По словам Конфуция, «тёмные люди должны повиноваться аристократам и мудрецам. Неповиновение простолюдина высшему есть начало беспорядка». Конфуций и его последователи, защищая интересы феодальных эксплуататоров, идеализировали наиболее отсталые, консервативные формы хозяйства. Они восхваляли «золотой век» патриархальной старины. Конфу­цианство в своём развитии превратилось в официальную идеологию феодаль­ной знати.

Один из идеологов феодализмл в средневековой Европе — Фома Аквин­ский (XIII век) — пытался обосновать необходимость феодального общества божественным законом. Провозглашая феодальную собственность необходи­мой и разумной и объявляя крепостных крестьян рабами, Фома Аквинскй в противоположность древним рабовладельцам утверждал, что «в своём духе раб свободен» и поэтому господин не имеет права убивать раба. Труд уже не считался недостойным свободного человека. Фома Аквинский рассматривал физический труд как труд чёрный, а умственный — как труд благородный. В таком разделении он видел основание для сословного деления общества. В его взглядах на богатство проявился тот же феодально-сословный подход. Каждый человек должен располагать богатством в соответствии с тем положением, которое он занижает на феодальной иерархи­ческой лестнице. С этой точки зрения характерно учение средневековых богословов о так называемой «справедливой цене». «Справедливая» цена должна отражать   количество   труда, затраченного   на   производство товара, и сословное положение производителя.

Средневековые защитники «справедливой» цены нисколько не возражали против купеческой прибыли. Они лишь стремились ввести прибыль в такие  рамки, при которых она не угрожала бы хозяйственному существованию дру­гих сословий. Они осуждали ростовщичество как занятие низкое и безнрав­ственное. Однако с развитием товарного производства и обмена само духо­венство стало принимать участие в ростовщических операциях; вместе с тем отношение церкви к ростовщичеству становилось всё более терпимым.

Классовая борьба угнетённых и эксплуатируемых масс против господ­ствующих классов феодального общества в течение ряда веков развёртыва­лась в религиозной форме. Требования эксплуатируемых крестьян и подма­стерьев часто обосновывались цитатами из библии. Большое распространение имели всевозможные секты. Католическая церковь, инквизиция жестоко пре­следовали «еретиков», сжигали их на кострах.

С развитием классовой борьбы религиозная форма движения угнетённых масс отступала на задний план и всё отчётливее выступал революционный характер этого движения. Крестьяне требовали ликвидации крепостного раб­ства, отмены феодальных привилегий, установления равноправия, отмены сословий и т. п.

В ходе крестьянских войн в Англии, Чехии, Германии лозунги восстав­ших принимали всё более радикальный характер. Стремление эксплуатируе­мых масс деревни и города к равенству выражалось в требовании общности имуществ. Это было стремление к равенству в области потребления. Хотя требование общности имуществ было неосуществимым, оно имело в ту историческую эпоху революционное значение, так как поднимало массы на борьбу против феодального гнёта.

К исходу феодальной эпохи выступили два выдающихся ранних социа­листа-утописта— англичанин Томас Мор, написавший книгу «Утопия» (XVI век), и итальянец Томазо Кампанелла, книга которого называется «Город Солнца» (XVII век). Видя растущие неравенство и противоречия современного им общества, эти мыслители в своеобразной форме изло­жили свои взгляды на причины общественных бедствий: они дали описание идеальных, по их мнению, общественных порядков, при которых эти бедствия будут устранены.

В книгах этих утопистов описывается общественный строй, свободный от частной собственности и всех сопутствующих ей пороков. Каждый в этом обществе занимается как ремесленным, так и сельскохозяйственным трудом. Все жители работают по шесть ила даже по четыре часа в день, и плодов их труда вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей. Продукты рас­пределяются по потребностям. Воспитание детей является общественным делом.

Произведения Мора и Кампанеллы сыграли прогрессивную роль в ходе развития общественной мысли. Они содержали идеи, значительно опередив­шие развитие общества того времени. Но Мор и Камланелла не знали зако­нов общественного развития, их идеи были неосуществимыми, утопическими. В то время нельзя было уничтожить общественное неравенство: уровень про­изводительных сил требовал перехода от феодальной эксплуатации к капи­талистической.

Возникновение капитализма относится к XVI веку. К этому же веку относятся первые попытки осмыслить и объяснить ряд явлений капитализма. Так зародилось и развилось в XVI—XVIII веках направление экономической мысли и политики, известное под названием меркантилизма.

Меркантилизм возник в Англии, затем он появился во Франции, Италии и в других странах. Меркантилисты ставили вопрос о богатстве страны, о формах богатства и о путях его роста.

Это было время, когда капитал — в форме торгового и ростовщического капитала—господствовал в сфере торговли и кредита. В области же произ­водства он делал только первые шаги, основывая мануфактуры. После откры­тия и завоевания Америки в Европу хлынул поток благородных металлов. Золото и серебро затем беспрерывно перераспределялись между отдельными европейскими государствами как посредством войн, так и путём внешней торговли.

В своём понимании природы богатства меркантилисты исходили из по­верхностных явлений обращения. Они сосредоточили внимание не на произ­водстве, а на торговле и денежном обращении, в особенности на движении золота и серебра.

В глазах меркантилистов единственным истинным богатством были не общественное производство и его продукты, а деньги — золото и серебро. Меркантилисты требовали от государства активного вмешательства в хозяй­ственную жизнь, с тем чтобы возможно больше денег притекало в страну и возможно меньше уходило за её пределы. Ранние меркантилисты стреми­лись добиться этого чисто административными мерами запрещения вывоза денег из страны. Более поздние меркантилисты считали необходимым в этих целях расширять внешнюю торговлю. Так, английский представитель меркан­тилизма Томас Мен (1571—1641) — крупный купец и директор Ост-Индской компании — писал: «Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и ваших сокровищ есть иностранная торговля, в которой всегда мы должны держаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих това­ров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».

Меркантилисты выражали интересы нарождающейся в недрах феодализма буржуазии, стремящейся накопить богатство в форме золота и серебра путём развития внешней торговли, колониальных грабежей и торговых войн, порабо­щения отсталых народов. В связи с развитием капитализма они стали тре­бовать, чтобы государственная власть покровительствовала развитию про­мышленных предприятий — мануфактур. Были установлены вывозные пре­мии, которые уплачивались купцам, продающим товары на внешнем рьшке. Ещё большее значение вскоре приобрели ввозные пошлины. С развитием мануфактур, а затем фабрик обложение ввозимых товаров пошлинами ста­новилось наиболее распространённой мерой защиты отечественной промыш­ленности от иностранной конкуренции.

Такая покровительственная политика называется протекционизмом. Во многих странах она сохранялась долгое время после того, как были прео­долены представления меркантилизма.

В Англии покровительственные пошлины имели большое значение в XVI и XVII веках, когда ей угрожала конкуренция со стороны более разви­тых мануфактур Нидерландов. С XVIII века Англия прочно завоёвывает про­мышленное первенство. Другие, менее развитые страны не могли с ней кон­курировать. В связи с этим в Англии начинают пробивать себе дорогу идеи свободы торговли.

Иное положение создалось в странах, вступивших на капиталистический путь позже Англии. Так, во Франции в XVII веке министр Людовика XIV Кольбер, который фактически управлял страной, создал широко разветвлён­ную систему государственного покровительства мануфактурам. Его система включала высокие ввозные пошлины, запрет вывоза сырья, насаждение ряда новых отраслей, создание компаний для внешней торговли и т. п.

Меркантилизм сыграл прогрессивную для своего времени роль. Протекционистская политика, вдохновляемая идеями меркантилизма, немало способствовала распространению мануфактур. Но во взглядах меркантилистов на богатство отражалась тогдашняя неразвитость капиталистического произ­водства. Дальнейшее развитие капитализма всё ярче обнаруживало несо­стоятельность представлений меркантильной системы.

В России в XVII—XVIII веках господствовала феодально-крепостниче­ская система хозяйства. Хозяйство в основе своей было натуральным. В то же время значительное развитие получили торговля и ремесло, образовался национальный рынок, стали возникать мануфактуры. Эти экономические из­менения в стране способствовали укреплению абсолютизма в России.

Отражая исторические и экономические особенности страны, предста­вители русской экономической мысли развивали некоторые идеи мерканти­лизма. Однако в отличие от многих западноевропейских меркантилистов они придавали большое значение не только торговле, но и развитию промышленно­сти и сельского хозяйства.

Экономические воззрения того времени нашли своё выражение в работах и мероприятиях государственного деятеля России XVII века А. Л. Ордын-Нащокина, в экономической политике Петра I, в работах крупнейшего рус­ского экономиста начала XVIII века И. Т. Посошкова.

В своём труде «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) И. Т. Посошков изложил обширную программу экономического развития России и дал раз­вёрнутое обоснование этой программы. Посошков доказывал необходимость проведения в России ряда экономических мероприятий, преследующих задачу покровительства развитию отечественной промышленности, торговли, сель­ского хозяйства, улучшения финансовой системы страны.

В последней трети XVIII века в России наметилась тенденция к разло­жению феодально-крепостнических отношений, резко усилившаяся в первой четверти XIX века, а позже переросшая в прямой кризис крепостничества.

Зачинатель революционно-демократического направления в обществен­ной мысли России А. Н. Радищев (1749—1802) был выдающимся экономи­стом своего времени. Решительно выступая против крепостничества, в защиту угнетённого крестьянства, Радищев дал уничтожающую критику крепостниче­ской системы, разоблачал эксплуататорский характер богатства помещиков-крепостников, владельцев мануфактур и торговцев и обосновывал право соб­ственности на землю тех, кто её обрабатывает своим трудом. Радищев был твёрдо убеждён, что самодержавие и крепостничество могут быть ликвидированы только революционным путём. Он разработал прогрессивную для своего времени систему экономических мероприятий, осуществление которых обеспечило бы переход Россию к буржуазно-демократическому строю.

Декабристы, выступившие в первой половине XIX века, были револю­ционными деятелями того исторического периода в России, когда назревала необходимость смены феодализма капитализмом. Они направляли остриё своей критики против крепостничества. Выступая горячими поборниками развития производительных сил России, они считали важнейшим условием этого развития отмену крепостного права, освобождение крестьян. Декабристы не только выдвинули лозунг борьбы с крепостным правом и самодержавием, но и организовали вооружённое восстание против абсолютистской монархии. П. И. Пестель (1793—1826) разработал оригинальный проект решения аграр­ного вопроса в России. В составленном Пестелем своего рода проекте консти­туции, названном им «Русской Правдой», предусматривалось безотлагатель­ное и полное освобождение крестьян от крепостной зависимости, а также экономические мероприятия, направленные к защите интересов крестьян и в дальнейшем. В этих целях Пестель считал необходимым создать особый общественный земельный фонд, из которого каждый крестьянин мог бы получать бесплатно в своё пользование землю, необходимую для его суще­ствования. Этот фонд должен быть образован за счёт части земель поме­щиков и казны, причём у наиболее крупных помещиков часть их земли должна быть отчуждена безвозмездно. Декабристы, как революционеры, вышедшие из среды дворянства, были далеки от народа, но их идеи борьбы против крепостничества содействовали росту революционного движения в России.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистического уклада складывалась идеология буржуазии, поднимавшейся к своему господ­ству. Эта идеология была направлена против феодального строя и против религии как идеологического орудия феодалов. В силу этого мировоззрение боровшейся за власть буржуазии в ряде стран носило прогрессивный харак­тер. Её наиболее видные представители — экономисты и философы — под­вергли решительной критике все устои феодального общества: экономические, политические, религиозные, философские и моральные. Они сыграли крупную роль в идеологическом подготовлении буржуазной революции, оказав прогрес­сивное влияние на развитие науки и искусства.

1.        Феодализм возник на почве распада рабовладельческого общества и разложения сельской общины племён, завоевавших рабовладельческие государства. В тех стра­нах, где рабовладельческого строя не было, феодализм возник на почве разложения первобытно-общинного строя. Родовая знать и военачальники племён захватили в свои руки большое количество земель и раздавали их своим при­ближённым. Произошло постепенное закрепощение кре­стьян.

2.         Основой   производственных   отношений   феодального общества  являлась   собственность   феодала   на   землю   и неполная собственность на работника   производства — кре­постного крестьянина. Наряду с феодальной собственностью существовала    единоличная   собственность   крестьянина  и ремесленника, основанная на личном труде. Труд крепост­ных крестьян был основой существования феодального об­щества. Крепостническая эксплуатация выражалась в том, что крестьяне вынуждены были отбывать в пользу феодала барщину или платить ему натуральный и денежный оброк. Крепостная зависимость по своей тяжести для крестьянина часто немногим отличалась от рабства. Однако крепостной строй открывал некоторые возможности развития произво­дительных сил, так как  крестьянин  известную  часть  времени мог работать в собственном хозяйстве и имел некото­рую заинтересованность в труде.

3.         Главные черты основного экономического закона феодализма состоят примерно в следующем: присвоение феода­лами для  своего   паразитического   потребления  прибавоч­ного продукта путём эксплуатации зависимых крестьян на основе собственности феодала на землю   и   неполной  соб­ственности  его  на работников  производства — крепостных.

4.          Феодальное   общество,   особенно   в   период   раннего средневековья, было   раздроблено   на мелкие княжества и государства.   Господствующими    сословиями    феодального общества   были   дворянство   и   духовенство.   Крестьянское сословие не имело политических прав. На протяжении всей истории    феодального   общества    происходила    классовая борьба между крестьянами и феодалами. Феодальное госу­дарство,   выражая   интересы    дворянства   и   духовенства, являлось активной силой, помогавшей им укреплять за собой право   феодальной   собственности   на   землю  и   усиливать эксплуатацию бесправных и угнетённых крестьян.

5.         В эпоху феодализма   преобладающую   роль   играло земледелие, причём хозяйство носило в основном натураль­ный характер. С развитием общественного разделения труда и обмена оживлялись старые города, сохранившиеся после падения рабовладельческого строя, и возникали новые го­рода. Города были центрами ремесла и торговли. Ремесло было организовано в цехи, которые стремились не допускать конкуренции. Торговцы объединились в купеческие гильдии.

6.         Развитие товарного производства, разлагая натураль­ное хозяйство, приводило к дифференциации крестьян и ре­месленников.     Торговый     капитал    ускорял    разложение ремесла и содействовал возникновению капиталистических предприятий — мануфактур. Феодальные ограничения и раз­дроблённость   тормозили    рост    товарного производства. В ходе дальнейшего развития  образовался национальный рынок. Возникло централизованное феодальное государство в виде абсолютистских монархий.

7.          Первоначальное   накопление   капитала   подготовило условия для возникновения капитализма. Огромные  массы мелких производителей — крестьян   и ремесленников — ли­шались   средств   производства. Большие денежные   богат­ства, сосредоточенные в руках крупных земельных собствен­ников, купцов, ростовщиков, были созданы путём насиль­ственного    обезземеливания     крестьянства,    колониальной торговли, налогов, торговли рабами. Так ускорялось обра­зование   основных   классов   капиталистического   общества: наёмных   рабочих и капиталистов. В недрах   феодального общества выросли и созрели более или менее готовые формы капиталистического уклада.

8.         Производственные   отношения    феодализма,   низкая производительность  подневольного  труда  крепостных кре­стьян, цеховые   ограничения препятствовали   дальнейшему развитию   производительных   сил.   Восстания    крепостных крестьян расшатали феодальный строй и привели к ликви­дации крепостного права. Во главе борьбы за   свержение феодализма встала буржуазия. Она использовала револю­ционную борьбу крестьян против феодалов, чтобы захватить власть   в   свои  руки.   Буржуазные   революции   покончили с феодальным строем и утвердили господство капитализма, открыли простор для развития производительных сил.

Читать полностью

http://politekonomi.ucoz.ru/polit/3feodal.htm



Категория: Классовая борьба | Просмотров: 908 | Добавил: kvistrel | Теги: экономика, кинозал, политика, марксизм, Политэкономия, документальное кино, наше кино, Советское кино, Лекции, коммунизм
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты для детей театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2021