Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [967]
Капитализм [133]
Война [432]
В мире науки [71]
Теория [680]
Политическая экономия [13]
Анти-фа [48]
История [504]
Атеизм [38]
Классовая борьба [395]
Империализм [179]
Культура [990]
История гражданской войны в СССР [205]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [29]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [44]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [219]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2011 » Январь » 17 » Что могут и чего не могут вожди
08:53

Что могут и чего не могут вожди

Что могут и чего не могут вожди

  Василий Пихорович


«Самым худшим из всего, что может предстоять вождю крайней партии, является вынужденная необходимость обладать властью в то время, когда движение еще недостаточно созрело для господства представляемого им класса и для проведения мер, обеспечивающих это господство. То, что он может сделать, зависит не от его воли, а от того уровня, которого достигли противоречия между различными классами, и от степени развития материальных условий жизни, отношений производства и обмена, которые всегда определяют степень развития классовых противоречий. То, что он должен сделать, чего требует от него его собственная партия, зависит опять-таки не от него самого, но также и не от степени развития классовой борьбы и порождающих ее условий; он связан уже выдвинутыми им доктринами и требованиями, которые опять-таки вытекают не из данного соотношения общественных классов..., а являются плодом более или менее глубокого понимания им общих результатов общественного и политического движения. Таким образом, он неизбежно оказывается перед неразрешимой дилеммой: то, что он может сделать, противоречит всем его прежним выступлениям, его принципам и непосредственным интересам его партии; а то, что он должен сделать, невыполнимо»[1]


Увы, эта мысль Энгельса сегодня безнадежно устарела. Положение, описываемое им, уже далеко не самое худшее для вождей «крайних партий». Куда худшим оказывается сегодняшнее положение, когда движение уже не только созрело и перезрело для господства представляемого им класса, но фактически полностью разложилось и сгнило изнутри, сгнило настолько, что не в состоянии выделить не только решительных и грамотных вождей, но даже собственных «крайних партий» сформировать не в состоянии.


Это положение можно было бы назвать не просто худшим, но и полностью безнадежным, гибельным, если бы оно обусловливалось собственным развитием коммунистического, социалистического или, как сейчас говорят, левого движения. Уже сама эта нисходящая линия самоназваний свидетельствует об угасании и свидетельствует о том, что если это и движение, то движение к неизбежному концу, который в действительности уже наступил. Известный философ-марксист В.А. Босенко еще в 90-е годы очень точно определил это положение. Он сказал: «Левых у нас нет, есть только правые и еще более правые». Западной Европы этот диагноз касается еще больше, чем Украины, России и прочих «постсоветских» новообразований.


К счастью, названные политические движения только представляют рабочий класс (очень часто даже представляют его только в собственном представлении), а не исчерпывают его собственное движение, которое на самом деле является даже не тем, что называется рабочим движением, которое сегодня находится в положении еще худшем, чем коммунистическое, социалистическое или «левое», а является моментом, ступенью движения, развития общества в целом, движения истории, точнее, ступенью в движении общества от предыстории к собственно истории.


Как указывает Энгельс, «степень развития классовых противоречий» зависит от «степени развития материальных условий жизни, отношений производства и обмена». Сегодняшняя стадия развития «материальных условий жизни, отношений производства и обмена» по-научному называется империализмом. Специфика этого этапа в развитии капитализма состоит в том, что это стадия его деградации, загнивания, разложения. Разумеется, что это гниение является уделом не только какой-то части капиталистического общества, например, класса капиталистов, который из передового, во всех отношениях революционного общественного класса, каковым он был на восходящей стадии капитализма, превращается в класс паразитический, загнивающий. Оно не могло не коснуться и рабочего класса, пролетариата, который является необходимым порождением капитализма. Конечно, пролетариат в то же время, как писали Маркс и Энгельс, является и могильщиком буржуазии, но если он эту свою миссию по каким-то там причинам не выполнит, то это пророчество будет означать только то, что они - буржуазия и пролетариат, а значит все современное, то есть капиталистическое, общество в целом - сойдут в могилу вместе.


Так бы тому и быть в ситуации, когда первая попытка пролетариата похоронить капитализм на пике его становления, в момент перехода его в империалистическую стадию, оказалась неудачной, если бы не еще одна особенность империализма. Она состоит в том, как писал Ленин, что капиталистические страны развиваются неравномерно. Выделяется группа стран, которые, будучи более развитыми, начинают использовать это обстоятельство с целью ограбления остальных стран, которые раньше находились в колониальной зависимости, а теперь оказались в технической, финансовой, культурной зависимости от империалистических стран. Поскольку одним из способов ограбления оказывается вывоз капитала в эти страны, то этот вывезенный капитал начинает воспроизводить там и капиталистические отношения, и пролетариат. Конечно же, это не значит, что в этих странах капитализм находится на восходящей стадии. В той мере, в какой здесь господствует иностранный империалистический капитал, здешний капитализм обнаруживает черты паразитизма и загнивания еще более отвратительные, чем в метрополиях, но в той мере, в какой в капиталистические отношения втягиваются массы свежего населения, ранее находившиеся на периферии капиталистических отношений, эти массы обнаруживают черты революционности, характерные для становящегося, а не загнивающего вместе с капитализмом пролетариата. В то время, как капитал дряхлеет, запутавшись в собственных противоречиях, и может продолжать свое существование, только втягивая в жернова капиталистической эксплуатации все новые и новые порции дешевой рабочей силы, мировой рабочий класс с каждым таким шагом получает в большом количестве «свежую кровь», увеличивая не только свою массу, но и  революционную энергию, которая ищет выхода. И она его находит даже в самых неподходящих местах, в самых невероятных формах и в самое неподходящее, казалось бы, время.


Кто бы мог подумать, что самые крупные неприятности ждут империализм не где-нибудь, а под боком США, в Латинской Америке, и тогда, когда так называемый соцлагерь был фактически полностью уничтожен, а почти все компартии или исчезли, или встроились в капиталистическую политическую систему! Не успели толком похоронить социализм, как он обратно полез «со всех щелей».


Притом, если на восходящей стадии капитализма идеология рабочего движения формировалась в процессе борьбы с антинаучными, утопическими течениями, путем очищения от остатков этих взглядов путем расколов с предателями, оппортунистами, то на стадии империализма ситуация такова, что даже самые размытые, утопические и даже откровенно буржуазные течения начинают тяготеть к марксизму. Нередко даже откровенно буржуазные лидеры обнаруживают тенденцию к тому, чтобы превращаться в решительных сторонников социализма. И пример этому - не только история президента Гондураса Мануэля Селайи, который пришел на этот пост как либерал, а был свергнут военными как один из самых преданных друзей Чавеса и откровенный сторонник «социализма ХХІ века». Возможно, в гораздо более мягкой форме, но такую эволюцию проделали и Лула, и Киршнеры, и другие лидеры латиноамериканских стран.


С другой стороны, любые массовые движения эпохи империализма рано или поздно начинают тяготеть к социализму. Вся история революций ХХ века доказывает это - начиная еще с китайской революции и процессов, которые происходили после войны в Восточной Европе. Впрочем, даже события в Восточной Европе в 90-х годах это по-своему доказывают - ведь в подавляющем большинстве этих стран контрреволюция происходила под квазисоциалистическими лозунгами и возглавлялась бывшими руководителями компартий. Пока существовало массовое движение, несмотря на его явную антикоммунистическую направленность, в нем сохранялся весьма существенный социалистический момент, который заставлял вождей контрреволюции с собой считаться.


Но особенно ярко это продемонстрировала кубинская революция и процессы последнего десятилетия в Латинской Америке. Все эти движения начинались как буржуазные, а заканчивались как социалистические.


А это значит, что сегодня противоречия между различными классами достигли такого уровня, когда если не все, что они могут сделать, то очень многое, зависит от воли «вождей крайних партий». И те из них, у которых есть воля к тому, чтобы вести массы к социализму, добиваются самых неожиданных успехов.


Надо полагать, что следующим этапом в развитии классовых противоречий будет тот, когда даже самыми изощренными усилиями вождей нельзя будет увести массы от социализма. Правда, переход к этому этапу будет всецело зависеть от того, насколько успешно закончится этап сегодняшний - сумеют ли вожди латиноамериканской революции повести ее по верному пути и сумеют ли народы мира, подобно народам Латинской Америки, выдвинуть вождей и сформировать партии и движения, способные если и не вести массы к социализму, то хотя бы затормозить движение своих стран по сегодняшнему пути, который ведет прямиком ко всемирной катастрофе.



[1] Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 423-424


http://propaganda-journal.net/3149.html



Категория: Теория | Просмотров: 439 | Добавил: kvistrel | Теги: марксизм, Вожди, коммунистическое движение, теория
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь Лекции работы Ленина поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм учение о государстве Гагарин достижения социализма первый полет в космос научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография украина дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма поэзия Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2017