Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [998]
Капитализм [134]
Война [432]
В мире науки [71]
Теория [707]
Политическая экономия [13]
Анти-фа [48]
История [522]
Атеизм [38]
Классовая борьба [394]
Империализм [179]
Культура [1003]
История гражданской войны в СССР [205]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [34]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [54]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [252]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2017 » Декабрь » 28 » 28 декабря 1945 года умер знаменитый американский писатель, коммунист, Теодор Драйзер
12:00

28 декабря 1945 года умер знаменитый американский писатель, коммунист, Теодор Драйзер

28 декабря 1945 года умер знаменитый американский писатель, коммунист, Теодор Драйзер

АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ-1 серия

01:05:06


ОБЛИЧИТЕЛЬ АМЕРИКАНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА

Произведения американского писателя Теодора Драйзера при­обрели мировую известность. Борьба против социальной несправед­ливости, которую он вел с таким воодушевлением и энергией, сделала его имя особенно близким американскому народу и всему прогрессивному человечеству.

Сегодня лучшие люди США, объединяющие свои силы для от­пора фашизму и войне, находят неоценимую моральную поддерж­ку в богатом творческом наследии Драйзера, в прекрасном при­мере его жизни.

Свой писательский путь Драйзер сам называет «длительной борьбой». Начиная с «Сестры Керри» — первого романа, опубли­кованного в 1900 году, — замечательному писателю вплоть до последнего дня его жизни пришлось преодолевать тяжелые пре­пятствия. Он никогда не отступал от правды, и это неизменно вы­зывало ненависть к нему со стороны «разбойничьего класса», как называл Драйзер американских империалистов.

Уже на склоне лет, вспоминая прошлое, Драйзер говорил, что с самого начала его сознательной жизни у него сложилось убеждение, что американская действительность представляет собою нечто «жестокое и несправедливое», — «процесс опустошения, ког­да счастье может быть только иллюзией». «Начав работать ре­портером в Нью-Йорке, — продолжает Драйзер, — я проникся отвращением к уродливой жизни богатых, которой главным обра­зом и интересовались газеты. Когда я пробовал заговорить о стра­даниях и притеснениях бедного люда, меня осмеяли. Я бросил журналистику и начал писать книги о социальной несправедливости».

С каждым новым произведением он все более глубоко прони­кал в сущность классовых противоречий современной Америки, все чаще и решительнее подчеркивал, что между теми, которые «имеют все», и теми, которые «ничего не имеют», лежит непрохо­димая пропасть. Стремление к правдивому изображению жизни с самого начала определило основную идейно-политическую линию творчества Драйзера.

Ленин писал в историческом «Письме к американским рабо­чим»: США являются «одной из первых стран по глубине пропасти между горсткой обнаглевших, захлебывающихся в грязи и в рос­коши миллиардеров, с одной стороны, и миллионами трудящихся, вечно живущих на границе нищеты, с другой» (В. И.  Ленин, Сочинения, т. 28, стр. 45.). Именно эта жгучая, первостепенной важности тема с огромной силой и полнотой раскрывается в произведениях крупнейшего пи­сателя Соединенных Штатов.

В трилогии — «Финансист», «Титан», «Стоик», — над кото­рой писатель работал долгие годы, обнажен каннибальский характер американского империализма. Мы видим воочию, что под вывеской «американского образа жизни» скрывается звериная ненависть буржуазии к человеку и ко всему человеческому. С возмущением изображал Драйзер продажность государственного аппарата в США и пошлый фарс «демократии», разыгрываемый двумя партиями американской буржуазии, одинаково подвластными Уолл-стриту.

Огромной заслугой писателя было то, что он увидел и пока­зал все признаки разложения капитализма, свидетельствующие о его близкой гибели. В последней части трилогии, подводящей итог реалистическому изображению американского капитализма, эти признаки выявлены с исключительной убедительностью.

Ярким разоблачением капиталистической Америки является роман Драйзера «Американская трагедия», вышедший в 1925 году и принесший автору широчайшую известность. В этом произведе­нии показано, как власть доллара коверкает человека, лишает его чести и совести, доводит до преступления. Преступление гнездится в каждой клеточке американского государства, находящегося во власти «олигархии Уолл-стрита».
Весьма обязывающим заголовком этого романа автор подчер­кивает типичность, общераспространенность описанных в нем явле­ний. Недаром американские мракобесы, задетые разоблачениями, сделанными в романе, так ополчились против звучащего как набат заголовка. Драйзер отстоял его буквально с боем.

В самом конце своей жизни, в романе «Оплот», Драйзер еще раз вернулся к зловещей проблематике «Американской трагедии» и еще раз показал, что «американский образ жизни» неотвратимо порождает самые отвратительные преступления.

Кроме романов, Драйзер создал несколько томов рассказов. На большом количестве ярких и наглядных примеров он показал, что условия жизни в Америке, находящейся под властью империа­листических хищников, приводят к тому, что множество честных и талантливых людей не могут найти применения своим силам и способностям.

В своих рассказах Драйзер с сочувствием и искренней сим­патией изображает людей труда. Именно в этих людях — в на­роде — писатель видел будущее своей страны, видел силу, которая победит человеконенавистническое господство «разбойничьего класса».

Драйзер написал свое первое крупное произведение еще в са­мом начале века, расцвет же его творчества падает на годы после Великой Октябрьской социалистической революции, которая рас­крыла перед человечеством перспективу спасения от капиталистического рабства; оказала на Драйзера глубочайшее воздействие, осветив путь его дальнейшего творчества. После посещения совет­ской России в 1927 году особенно возросли симпатии Драйзера к нашей стране, преданным другом которой он оставался всю свою жизнь.

В приветствии Съезду советских писателей Драйзер с волне­нием писал о том, что Советская страна была для него «источни­ком света», что в се великих делах он неизменно «находил под­держку и вдохновение для творческой работы...» По признанию Драйзера, «строительство коммунизма в Рос­сии осветило ослепительным светом социальное неравенство, гос­подствующее в Америке», что оказало глубочайшее влияние на всю прогрессивную литературу в США.

С каждым годом автор «Американской трагедии» все более тесно связывал свою жизнь и деятельность с борьбой трудящихся. Во время экономического кризиса, разразившегося в США в 1929 го­ду, Драйзер выступает на массовых собраниях, соприкасается с забастовочным движением, достигшим тогда в Америке широкого размаха. Он становится трибуном, другом трудящихся, защитником интересов рабочего класса.

Его творчество, проникаясь духом борьбы, поднимается на но­вую, высшую ступень. Он ощущает в себе силы поднять самые существенные вопросы действительности и дать на них простой и ясный ответ, которого ожидают от писателя и мыслителя народ­ные массы.

В 1931 году появляется замечательная книга Драйзера «Тра­гическая Америка» — грозный обвинительный акт против «оли­гархии Уолл-стрита».

Эта книга настолько напугала империалистических заправил, что была запрещена через месяц после ее выхода. Несколько тысяч экземпляров успели, однако, разойтись, и народ узнал об этом важнейшем выступлении писателя-трибуна.

«Трагическая Америка» — это книга фактов и документов, уличающих капиталистическую систему в чудовищных преступле­ниях против народа. С глубоким волнением повествует Драйзер о жизни масс, обреченных на прозябание. Миллионы людей в Америке «живут и умирают, так ничего и не испытав, ради чего стоило бы жить». На основании убедительных данных Драйзер свидетельствует, что капиталистическая Америка является тюрьмой для простого человека. С любовью говорит он о миллионах чест­ных тружеников, попираемых «железной пятою» империализма.

В «типичном американском промышленном городе» Пассаике и в других подобных местах, которые Драйзер посетил, собирая материал для своей книги, он обнаружил одинаково «безотрадную картину» обнищания и бесправия народных масс. С огромным удовлетворением отмечает он рост возмущения среди народа.

«В настоящее время в Америке кучка захвативших власть магнатов стремится обратить в рабство наш великий народ — и в этик целях она, прежде всего, старается духовно растлить его. Именно это, и только это, побудило меня вмешаться в происходя­щую ’борьбу»,— так пишет Драйзер в начале своей книги, обращен­ной к массам, к простым людям Америки и ставящей своей целью «разобраться в том, что происходит сейчас в Америке и куда она идет».

Драйзер разоблачает лживую болтовню об американской де­мократии — болтовню, которой пытается прикрыть свои преступ­ления «олигархия Уолл-стрита». Он клеймит виновников и вдохно­вителей чудовищного преследования негров в США. Разоблачения, сделанные Драйзером, касаются всех областей американской дей­ствительности. Повсюду раскрывается одно и то же зрелище кровавого разгула обнаглевших монополий и «всесильных банков», которые прибрали к рукам американское государство и цинично
«попирают закон».

Чтобы скрыть от народа свои преступления, хищники-миллиар­деры со всех сторон ведут «наступление на сознание масс», ста­раясь обмануть простых людей, сбить их с толку, сделать их по­корными слугами монополий.

«Нет такого обмана, таких махинаций, перед которыми оста­новилась бы власть доллара!»—восклицает Драйзер. Он приво­дит вопиющие доказательства «самоутверждения и самообожествления власти доллара, грубость, жестокость и истинно нероновский деспотизм которой ни с чем нельзя сравнить».

Драйзер раскрывает те приемы политического надувательства и шантажа, которыми пользуются правители Америки, ту «необуз­данную тиранию монополий», которым дана неограниченная воз­можность грабить народ. Он клеймит презрением верховный суд Соединенных Штатов, специальностью которого стало «превра­щать жульничество в закон» и защищать разбойничью власть Уолл-стрита от «взрывов народного недовольства». Он доказывает, что американская конституция давно превратилась в простой «клочок бумаги», что враги американского народа прикрываются этой истрепанной ширмой, чтобы надругаться «над правами рядового американца, будь то черный или белый», чтобы усиливать с каж­дым днем «чудовищное притеснение рабочих», чтобы обеспечивать огромные прибыли кровососам-миллиардерам.

Разоблачив издевательскую комедию выборов в США, ра­зыгрываемую с целью создать некую видимость демократии, Драй­зер обращается к своим читателям с вопросом: «Стоит ли голосо­вать» после всего сказанного? Стоит ли честному американцу «отдавать свои голоса кучке подлецов и бандитов»?

Приводя многочисленные факты и наблюдения, Драйзер пока­зывает, что США являют собой полицейское государство, чудовищно раздувшийся аппарат насилия и угнетения, внедряющий при помощи резиновых дубинок и огнестрельного оружия «новую форму американского капиталистического рабства», обрушивающий на головы простых людей «все прелести террора, прочно вошедше­го в состав американского образа жизни».

Драйзер обнажает кричащие социальные контрасты Америки, где всеми благами пользуется ненасытный мистер Рокфеллер, — а «наряду с ним тысячи голодных гранят мостовую в поисках работы». Нищета масс и богатство немногих — это типичная картина американской лжедемократии, где «простой народ (99% всего населения) никогда не знает процветания, тогда как банки и корпорации процветают постоянно».

«Можно ли представить себе более безумную экономическую систему?» — спрашивает с возмущением автор «Трагической Аме­рики». Он развернул перед читателем «удручающую панораму бесчеловечности», как он сам называет то правдивое изображение типичнейших явлений американской жизни, которое он дал в своей
книге, рассеявшей ядовитый туман лжи, распространяемой импе­риалистами.

Драйзер обвиняет американских империалистов в том, что они насаждают преступность, что «экономическое неравенство, которое само по себе есть тягчайшее преступление», порождает в Америке ежедневно и ежечасно самые отвратительные преступления, по количеству которых США занимает первое место в мире. Драйзер разоблачает гангстерский, разбойничий характер господства капи­талистических воротил в Америке.

Кажущаяся, внешняя прочность здания капитализма нисколько не обманывает Драйзера. Сквозь всю «Трагическую Америку» красной нитью проходит мысль о том, что капитализм катится к своему неотвратимому концу. Это — «капитализм на пороге смерти». В главе, разоблачающей верховный суд США, как наемника и прислужника монополий, Драйзер подчеркивает в качестве итога своих наблюдений, что «чем более реакционной и подавляющей становится судебная власть, тем скорее достигнет своей последней черты распад одряхлевшего американского капитализма».

Исключительное значение имеют те страницы книги, в которых Драйзер рассказывает о захватнических происках США. Еще в 1931 году он говорил о наглых претензиях американских импе­риалистов на мировое господство. «Нет, кажется, такого уголка на свете, где ни поблескивал бы американский доллар»,— пишет он с едкой иронией, приводя многочисленные данные, свидетельствую­щие о разбойничьих замыслах, которые вынашивает «империализм Уолл-стрита». С негодованием он высмеивает повадки империали­стов, их «нестерпимое чванство, стремление главенствовать во что бы то ни стало».

Еще в 1931 году Драйзер предупреждал американский народ, что заправилы американских монополий стремятся разжечь новую мировую войну, из которой они надеются извлечь крупные барыши. Американские империалисты, воротилы «большого бизнеса», замышляют чудовищную авантюру, скрывая свои преступные за­мыслы и приготовления от народа, который поставлен ими «под угрозу войны, разрушения и смерти».

Драйзер показывает, что означает та «культурная и экономи­ческая помощь отсталым странам», флагом которой американские империалисты прикрывали свои грабежи и захваты.  «Я вижу в этом типичные манипуляции реакционнейшего империалистическо­го правительства», — пишет автор «Трагической Америки» и при­водит многочисленные данные, свидетельствующие о тяжкой участи «стран, которые попадают в кабальную зависимость к империали­стическим хищникам». Обращая внимание простых людей Америки на то, что «военные прибыли чудовищно растут», что война от­крывает магнатам капитала «неограниченные возможности для на­живы», Драйзер обнажает чудовищную подоплеку готовящегося кровавого преступления.

«Если не считать представителей большого бизнеса; всюду преследующего своя захватнические цели и всегда готового попи­рать ногами народные массы ради возвышения немногих, то много ли найдется людей, которые хотели бы войны, и много ли у нас настоящих врагов? Думаю, что да тех, ни других нет вовсе. Их сейчас, как и всегда, приходится искусственно создавать,—и для этого есть средства: политика насилий и самоуправства за рубежом и военная пропаганда у себя дома».

Все это звучит так, как если бы было написано сегодня. Драйзер бичует врагов народа и мира. Он с негодованием от­вергает мысль о том, что в Америке кто-либо хочет войны, кроме представителей «разбойничьего класса».

«Я ни за что не поверю, что народ Соединенных Штатов хочет теперь войны», — восклицает Драйзер, глубоко убежденный в том, что народ Америки хочет «жить в дружбе со всеми» и только презренные американские империалисты стремятся «господствовать во всем мире».

«Пора обуздать и призвать к порядку» захвативших власть господ, которые только могут впутать великую нацию в войну, несущую разорение. Надо сказать им наконец, «кто их настоящий хозяин». «Это — сам народ!»

Вера в народ, в «прозревшие повсюду массы» придает книге Драйзера особую силу. Перспектива будущего представляется ав­тору как грандиозная «всенародная встряска» и «полное духовное обновление» Америки, как «очищение от империалистической скверны». Свое надлежащее место должны занять простые люди, трудящиеся, ибо «лишь трудовые массы — люди, идущие за плугом, стоящие у станка, прилавка, распределительного щита,— могут сделать общество таким, каким оно должно быть», ибо «они-то и есть настоящие творцы того, что мы называем организованной жизнью».

Во имя этого будущего написал Драйзер свою вдохновенную книгу, зовущую каждого честного американца защищать жизнь, культуру и мир от посягательств кровавой «олигархии Уолл-стрита».

В «Трагической Америке» писатель разоблачает предательские махинации поджигателей войны и призывает народ взять в свои руки судьбы страны и своего будущего.

После «Трагической Америки» политическая активность Драй­зера возрастала с каждым годом. Когда испанский народ поднял­ся на защиту своей свободы и независимости, мы видим Драйзера в Барселоне. Борьба против фашизма стала делом его жизни. Проявляя исключительную энергию, он стремится сплотить честных людей Америки, призывая их отстоять мир и демократию.

Накануне второй мировой войны Драйзер с особой настойчивостью раскрывал преступные действия американских и английских империалистов, стремившихся разжечь новую войну, направлявших Гитлера к агрессии против Советского Союза.

Реакционный лагерь встретил мужественное выступление Драй­зера новым потоком лжи и клеветы на писателя. Ему пришлось самому издавать и распространять в качестве листовок многие свои речи и статьи, так как реакция старалась лишить его воз­можности пользоваться страницами газет. Отдавая все свои силы борьбе, Драйзер на время откладывает работу над романами. Он говорил: «Мир переживает сейчас столь катастрофическое время, что я не могу засесть за роман. Я должен писать публицистику».

Драйзер находил опору и поддержку в народе. В эти годы он стремится и в своем художественном творчестве изобразить новых героев, людей из низов. В этом отношении значительный интерес представляют его очерки о деятеле рабочего движения Бриджесе, которого и в наше время преследует американская реакция, а так­же киносценарий «Восстание», в котором Драйзер воспроизводит один из эпизодов борьбы американских трудящихся против разбой­ничьего произвола трестов.

В январе 1941 года вьшла книга Драйзера «Америку стоит спасать», являющаяся как бы продолжением и дополнением к «Трагической Америке». В новой книге писатель убедительно дока­зывает, что не существует никакой единой Америки, а что есть разделенные пропастью Америка Уолл-стрита и Америка трудя­щихся. Первой задачей Драйзера было сорвать покров тайны с кровавых захватнических планов американских империалистов.

О том, насколько сокрушителен был удар, который нанесла эта книга по «врагам народа повсюду — в Америке и за ее пределами», хорошо написала в свое время газета «Нью-Дилер»: «Здесь названы по именам и представлены со всеми их преступ­ными и коварными махинациями ворочающие миллионами, развра­щенные паразиты Англии, Франции, Германии и Америки».

К «другой Америке» — Америке трудящихся — Драйзер обра­щается с призывом сплотиться и подняться на защиту своего до­стоинства и своей жизни. Он зовет народ обуздать зарвавшихся империалистических хищников. Он стремится пробудить в амери­канском народе веру в свои силы. Он обращается с вдохновенным словом к массам «неведомых, невзрачных, не принимаемых в рас­чет...» С глубоким удовлетворением он констатирует, что «многие уже поднялись, и их поднимается все больше».

Если все творчество Драйзера имеет сегодня исключительную злободневность, то книги «Трагическая Америка» и «Америку стоит спасать» особенно актуальны. И вывод, что «только массы могут вытащить Америку из беды», и глубокая уверенность Драйзера в том, что американский народ в конце концов сбросит с себя путы, которыми связала его разбойничья власть монополий, непосредст­венно обращены к тем, «кто сегодня мужественно борется в Аме­рике против фашизма и войны».

В обеих книгах Драйзера раскрывается величественный образ Советского Союза — оплота мира, творчества и справедливости, страны счастья и подлинной свободы. Сюда обращены взоры всего прогрессивного человечества.

Господствующему в США империалистическому варварству Драйзер противопоставляет советскую действительность для того, чтобы согреть пламенем великой надежды сердца простых людей своей страны и приподнять перед миром завесу будущего.

Сегодня обличающий голос Драйзера, его призывы к амери­канскому народу звучат с особой силой. Это голос мира и со­циальной справедливости, который не заглушат своим воем импе­риалистические хищники.

Драйзер — с американскими коммунистами, в ряды которых он вступил, ибо видел в них надежду своей страны; Драйзер — со всеми честными людьми Америки, возмущенными разгулом уолл-стритовского мракобесия; Драйзер — с всенародным движе­нием защитников мира, охватывающим все страны и континенты.

И. Анисимов

Читать полностью http://kvistrel.ucoz.ru/stati/politik/TragAmerica.pdf



Категория: Культура | Просмотров: 801 | Добавил: kvistrel | Теги: теодор драйзер, писатель, США, империализм, кинозал, наше кино, Советское кино
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
lecturer
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма социал-демократия поэзия Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2018