Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1104]
Капитализм [164]
Война [479]
В мире науки [93]
Теория [897]
Политическая экономия [60]
Анти-фа [76]
История [607]
Атеизм [45]
Классовая борьба [410]
Империализм [219]
Культура [1320]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [62]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [454]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2021 » Октябрь » 14

По мере того как в различных странах развивались коммунистические партии и становились более зрелыми, высокоцентрализованная форма организации Коминтерна больше не соответствовала требованиям революционной борьбы. Советский Союз непрерывно одерживал победы в антифашистской войне, он выдвигал требование о создании единого всемирного антифашистского фронта, и вопрос о роспуске Коминтерна встал на повестку дня. Хотя Коминтерн и совершал серьезные ошибки в руководстве революциями различных стран, он занимал важное место в истории развития международного коммунистического движения.

1. Роспуск Коммунистического интернационала

Ситуация в международном коммунистическом движении в 40-х годах XX в. по сравнению с периодом его основания существенно изменилась. Произошел рост коммунистических партий, они все более становились зрелыми, большинство из них могли самостоятельно и независимо определять свои курс и политику в соответствии с практикой своих стран. В то же время Коммунистическому интернационалу, сталкиваясь со сложной ситуацией в различных странах, было трудно своевременно принимать правильные решения и осуществлять руководство, его историческая миссия в основном была завершена, и роспуск стал неизбежным.

8 мая 1943 г. прошло совещание между руководителями Коминтерна Г. Димитровым, Д.З. Мануильским и членом руководства Советского Союза В.М. Молотовым, после которого Г. Димитров и Д.З. Мануильский подготовили проект резолюции президиума исполнительного комитета Коминтерна о роспуске Коммунистического интернационала. 13 мая прошло заседание Президиума Исполнительного комитета Коммунистического интернационала, на котором прошло обсуждение вопроса о роспуске Коминтерна, а также 15 мая была подготовлена «Резолюция с предложением о роспуске Коммунистического интернационала». Вслед за этим Коммунистический интернационал разослал компартиям ряда стран телеграммы с предложением о роспуске Коминтерна и попросил дать ответ в кратчайшие сроки. 21 мая Г. Димитров отправил такую же телеграмму Коммунистической партии Китая. 22 мая в советской газете «Правда» был опубликован полный текст этого предложения.

Читать далее...
Категория: Классовая борьба | Просмотров: 907 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Великий перелом. Падение Берлина

От создания Коммунистической партии Китая до роспуска Коммунистического Интернационала Коминтерн направлял китайскую революцию на протяжении 22 лет, он сыграл активную роль в создании и строительстве Коммунистической партии Китая, подъеме и развитии китайского революционного движения. Однако оторванность руководства Коммунистического интернационала от китайской практики и, в особенности, некоторые левые теоретические установки, а также требование полного подчинения компартии Китая указаниям Коминтерна нанесли большой ущерб компартии Китая и китайскому революционному движению.

1. Руководство и содействие

Коммунистического интернационала

в создании Коммунистической партии Китая

В мае 1919 г. в Китае вспыхнуло потрясшее всю страну Движение 4 мая. Эта крупномасштабная антиимпериалистическая и антифеодальная борьба вскоре привлекла внимание Коммунистического интернационала. Весной 1920 г. Коммунистический интернационал одобрил направление в Китай полномочного представителя иностранного отдела во Владивостоке Дальневосточного секретариата Г.И. Войтинского. Он должен был изучить развитие революционного движения в Китае после Движения 4 мая, а также узнать, существуют ли в Китае условия для создания коммунистической партии.

В это время Ли Дачжао, Чэнь Дусю и другие коммунистические интеллигенты как раз приступили к подготовке создания партии. После прибытия в Китай Г.И. Войтинский поочередно в Пекине и Шанхае познакомился с Ли Дачжао и Чэнь Дусю, а также провел серию совещаний, во время которых рассказал о ситуации в России после Октябрьской революции, а также о политике Советской России в отношении Китая, о состоянии и опыте международного коммунистического движения. После того как Г.И. Войтинский познакомился с положением рабочего класса, а также с уровнем распространения марксизма в стране, он пришел к выводу, что в Китае уже созданы условия для создания коммунистической партии, дал руководящие указания и оказал содействие Ли Дачжао и Чэнь Дусю в работе по созданию партии.

Читать далее...
Категория: Классовая борьба | Просмотров: 1342 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Победа китайского народа. Освобожденный Китай (1950 г.)

В начале 20-х годов XX в. рабочее движение и революционная ситуация в Европе переживали спад; возродился Второй интернационал и появился Второй двухсполовинный интернационал (В феврале 1921 г. в Вене состоялась международная конференция, в которой приняли участие представители центристских партий из 13 стран Европы, было основано Международное рабочее объединение социалистических партий, которое получило также название «двухсполовинного» интернационала, находящегося между II и III Интернационалами, также называлось Венский интернационал. Позднее, в мае 1923 г. слился с возрожденным II Интернационалом, образовав Социнтсрн.); подъем фашистских сил потребовал дальнейшего исправления и преодоления ошибок левизны, укрепления сплочения рабочего класса с народными массами для совместной борьбы. В соответствии с новой ситуацией Коминтерн выработал тактику, заключающуюся в создании единого фронта рабочих и правительства рабочих, благодаря чему были достигнуты предварительные результаты. После смерти В.И. Ленина Коминтерн стал склоняться к левизне, придерживался тактики замкнутости и сектантства, проводил политику большевизации, обнаружилась тенденция к приданию опыту Советского Союза духа святости. Выдвинутые Коммунистическим интернационалом теория третьего периода и требование борьбы против правого уклона привели к еще большей “левизне” в партиях всех стран, нанеся тем самым серьезный ущерб мировому революционному движению. Предложенная VII съездом Коминтерна стратегия создания единого антифашистского Народного фронта способствовала созданию единого антифашистского фронта во всех странах и развертыванию антифашистской борьбы, внесла большой вклад в антифашистскую борьбу во всем мире.

1. Коммунистический интернационал

и борьба за создание компартиями

различных стран единого фронта рабочих

С 22 июня по 12 июля 1921 г. в Москве состоялся III конгресс Коммунистического интернационала. На повестке дня встали вопросы о едином понимании мировой революционной ситуации, определении новых задач, разработке новой стратегии. В.И.Ленин сделал на конгрессе доклад о стратегических вопросах, стоящих перед Российской коммунистической партией (большевиков), в котором особенно подчеркивал важность разработки правильной стратегии и конкретных мероприятий пролетарских партий в руководстве революционной борьбой. Тактика создания единого  революционного фронта являлся важным принципом стратегического курса марксизма. После бурных споров в конце концов конгресс принял стратегический курс на завоевание поддержки большинства рабочих масс.

Читать далее...
Категория: Классовая борьба | Просмотров: 1017 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Эрнст Тельман - сын своего класса. Эрнст Тельман - вождь своего класса. Наковальня или молот. Испания. Страна родная

После окончания Первой мировой войны, под влиянием Октябрьской революции в России революционное движение в Европе и Азии получило бурное развитие, вследствие чего в различных странах возникла необходимость создания новой пролетарской партии для руководства революцией и выработки верной стратегии и тактики. Таким образом, создание новой международной организации, которая бы способствовала формированию коммунистических партий в различных странах, направляла компартии на руководство революционной борьбой, укрепляла единое руководство и координацию в революционном движении стран Европы и Азии, уже стало насущной задачей. Крах II Интернационала, формирование левых международных организаций, а также появление самостоятельных коммунистических партий в некоторых государствах создали необходимые условия для учреждения новой международной организации. В таких исторических условиях партия большевиков во главе с В.И. Лениным начала активную работу по ее созданию.

1. Исторический фон

создания Коммунистического интернационала

Первая мировая война резко изменила картину мира, вместе с тем она также со всей полнотой обнажила свойственные западному капиталистическому строю противоречия и недостатки. Небывалая жестокость войны, послевоенный упадок и хаос в воюющих государствах, ужасные страдания народа заставили людей разочароваться в будущем капитализма.

Первая мировая война и целый ряд вызванных ею бедственных последствий способствовали быстрому подъему революционного движения в различных странах. Октябрьская революция в России стала эпохальным событием в истории человечества, она значительно изменила ход мировой истории XX в. Под влиянием Октябрьской революции в России в послевоенной Европе поднялась революционная буря. С ноября 1917 г. в Финляндии, Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и других странах последовательно возникали широкомасштабные забастовки рабочих и вооруженные конфликты. Среди них особенно масштабными были революционные движения в Финляндии, Германии и Венгрии, где рабочие стали устанавливать власть рабочих Советов.

13 ноября 1917 г. во всех крупных городах Финляндии рабочие устроили всеобщую забастовку. Забастовка быстро переросла в вооруженное восстание. 6 декабря Финляндия провозгласила независимость. После обретения Финляндией независимости буржуазное правительство попыталось разоружить отряды рабочей Красной гвардии, но встретило их сопротивление.

Читать далее...
Категория: Классовая борьба | Просмотров: 879 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Голос Ленина."III Коммунистический Интернационал". Ленин вдохновитель и вождь октябрьской революции. Ленин в Октябре. Ленин в 1918 году

«Олень и Волк» — мультипликационный фильм 1950 года по мотивам эстонской сказки, автор сценария Аугуст Якобсон.

Сюжет

Волка придавило упавшее дерево. Благородный Олень помог ему выбраться, услышав просьбу о помощи и обещание не трогать. Но Волк не сдержал данного слова и вместо благодарности напал на Оленя. Белка, видевшая всё, рассказала Медведю. Мудрый Медведь рассудил спорщиков, потребовав чтобы ему показали как всё было, и проучил неблагодарного Волка.

Создатели

режиссёр     
Дмитрий Бабиченко

сценарист     
Аугуст Якобсон

художники-постановщики     
Константин Зотов,
Григорий Козлов

художники-декораторы     
Дмитрий Анпилов,
Г. Невзорова,
К. Малышев

художники-мультипликаторы     
Вячеслав Котеночкин,
Владимир Арбеков,
Игорь Подгорский,
Роман Давыдов,
Геннадий Филиппов,
Надежда Привалова,
Юрий Прытков,
Елизавета Казанцева,
Михаил Ботов,
Дмитрий Белов

Читать далее...
Категория: Культура | Просмотров: 922 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Олень и волк.

Якобсон Аугуст [20.8(2.9). 1904, поселок Ряэма, округ Пярну, — 23.5.1963, Таллин], эстонский советский писатель и государственный деятель, народный писатель Эстонской ССР (1947). Член КПСС с 1942.

В 1927 опубликовал роман "Посёлок бедных грешников"; в многочисленных романах, повестях и рассказах нарисовал мрачные картины несправедливости буржуазного общества. На смену биолого-натуралистическому характеру раннего творчества Якобсона приходит аналитическое осмысление социальных процессов в цикле романов "Вечные эстонцы" (т. 1—4, 1937—1940).

С 1940 Якобсон работал в советской прессе. В послевоенные годы созданы публицистические пьесы "Жизнь в цитадели" (1946; Государственная премия СССР, 1947) и "Борьба без линии фронта" (1946; Государственная премия СССР, 1948). Острой идеологической борьбе на мировой арене посвящены пьесы "Два лагеря" (1948), "Шакалы" (1951) и др.

Якобсон опубликовал также драматическую хронику "Штормовые узлы" (т. 1—2, 1962).

Творчество Якобсона проникнуто пафосом утверждения социалистического мира. Его произведения переведены на многие языки народов в СССР и зарубежных стран.

Председатель правления СП Эстонской ССР (1950—1954). Депутат Верховного Совета СССР 1, 3, 4-го созывов. В 1950—1958 председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР и заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Соч.: Valitudteosed, t. 1—14, Tallinn, 1954—76; Naidendid, Tallinn, 1975; в рус. пер. — Шакалы. Новые пьесы, М., 1953; Оскар Тийтус переступает порог и другие рассказы, Тал., 1960.

Лит.: Очерк истории эстонской советской литературы, М., 1971.

  Э. Нирк.

Читать далее...
Категория: Капитализм | Просмотров: 304 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Серебристая пыль. Жизнь в цитадели

ПЕРВАЯ КАРТИНА

Веранда при домике Петера Кондора. Яркое апрельское солнце трепещет над столом, над простыми стульями, над шезлонгом, обтянутым полосатой материей. В этом обилии света особенно выделяются обернутые белой бумагой горшки с кактусами и аспарагусами, стоящие на белых постаментах. Дверь в сад распахнута настежь; окна открыты, тонкие марлевые занавески весело развеваются на весеннем ветру, резкие порывы которого, время от времени проникающие из сада, пошевеливают кухонную дверь. Медная ручка ее при этом поблескивает, словно большая искра.

Марта, среднего роста блондинка, выходит в кухонную дверь и, стоя на пороге, начинает вытряхивать пыльную тряпку. Аугуст хочет пройти мимо Марты на веранду; он такой же белокурый, как и сестра; выглядит задумчивым; на нем темносиняя рабочая одежда в пятнах древесной смолы.

Марта {весело щебеча). Не ходи, не ходи... Опять наследишь всюду.
Аугуст (спокойно, добродушно). Чего ты... кипятишься. Я же не слепой.
Марта. Нет, нет, нет, не пущу. Вода для умывания в саду. Мыло там же.
Аугуст. Уже готовишь праздничный стол? Ну что ж, хорошо. Читать далее...

Категория: Культура | Просмотров: 1133 | Дата: 14.10.2021 |

Но ведь всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пёстрые олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии — по крайней мере у индоевропейских народов — до его первого проявления в индийских ведах, а в дальнейшем своём развитии он детально исследован у индусов, персов, греков, римлян, германцев и, насколько хватает материала, также у кельтов, литовцев и славян. Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил (Этот двойственный характер, который впоследствии приобрели образы богов, был причиной возникшей впоследствии путаницы в мифологиях, — причиной, которую проглядела сравнительная мифология, продолжающая односторонне видеть в богах только отражение сил природы. Так, у некоторых германских племён бог войны обозначается по-древнескандинавски Тир, по-древневерхненемецки Цио, что соответствует, следовательно, греческому Зевсу, латинскому Юпитеру («Юпитер» вместо — «Диу-питер»); у других он называется Эр, Эор, соответствуя, таким образом, греческому Аресу, латинскому Марсу.). На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является лишь отражением абстрактного человека. Так возник монотеизм, который исторически был последним продуктом греческой вульгарной философии более поздней эпохи и нашёл своё уже готовое воплощение в иудейском, исключительно национальном боге Ягве. В этой удобной для использования и ко всему приспособляющейся форме религия может продолжать своё существование как непосредственная, т. е. эмоциональная форма отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным, до тех пор, пока люди фактически находятся под властью этих сил. Но мы уже неоднократно видели, что в современном буржуазном обществе над людьми господствуют, как какая-то чуждая сила, ими же самими созданные экономические отношения, ими же самими произведённые средства производства. Фактическая основа религиозного отражения действительности продолжает, следовательно, существовать, а вместе с этой основой продолжает существовать и её отражение в религии. И хотя буржуазная политическая экономия и даёт некоторое понимание причинной связи этого господства чуждых сил, но дело от этого ничуть не меняется. Буржуазная политическая экономия не в состоянии ни предотвратить кризисы вообще, ни уберечь отдельного капиталиста от убытков, от безнадёжных долгов и банкротства, ни избавить отдельного рабочего от безработицы и нищеты. До сих пор ещё в ходу поговорка: человек предполагает, а бог (т. е. господство чуждых человеку сил капиталистического способа производства) располагает. Одного только познания, даже если оно идёт дальше и глубже познания буржуазной политической экономии, недостаточно для того, чтобы подчинить общественные силы господству общества. Для этого необходимо прежде всего общественное действие. И когда это действие будет совершено, когда общество, взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путём себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведённые, но противостоящие им, в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, когда, следовательно, человек будет не только предполагать, но и располагать, — лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор ещё отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать.

Читать далее...
Категория: Теория | Просмотров: 504 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Рай в шалаше. Это не про меня

Обмен осуществляется посредством металлических денег, и г-н Дюринг немало кичится «всемирно-историческим значением» этого усовершенствования. Но в обмене между коммуной и её членами эти деньги отнюдь не являются деньгами, они отнюдь не функционируют в качестве денег. Они служат всего лишь рабочими квитанциями, или, говоря словами Маркса, они лишь констатируют «индивидуальную долю участия производителя в общем труде и долю его индивидуальных притязаний на предназначенную для потребления часть общего продукта» и в этой своей функции «имеют с деньгами так же мало общего, как, скажем, театральный билет» 228. Они могут поэтому быть заменены каким угодно знаком, и Вейтлинг, например, заменяет их «расчётной книжкой», где на одной стороне отмечаются рабочие часы, а на другой — получаемые за них предметы потребления 229. Одним словом, в обмене между хозяйственной коммуной и её членами деньги функционируют просто как оуэновские «рабочие деньги», единицей которых служит час труда, — этот «фантом», на который с таким презрением взирает г-н Дюринг и который он сам, однако, вынужден ввести в своё хозяйство будущего. Будет ли марка, обозначающая количество выполненных «производственных обязанностей» и приобретённых за это «прав на потребление», клочком бумаги, жетоном или золотой монетой, — это для данной цели совершенно безразлично. Но для других целей это далеко не безразлично, как будет показано ниже.

Если, таким образом, металлические деньги уже в обмене между хозяйственной коммуной и её членами функционируют не в качестве денег, а как замаскированные трудовые марки, то ещё менее они осуществляют свою функцию денег при обмене между различными хозяйственными коммунами. Здесь, если допустить предпосылки г-на Дюринга, металлические деньги совершенно излишни. Действительно, тут было бы совершенно достаточно простой бухгалтерии, которая гораздо проще обслуживает обмен продуктов известного количества труда на продукты такого же количества труда, если она ведёт счёт при помощи естественного мерила труда — времени и рабочего часа как его единицы, — чем в том случае, когда она предварительно переводит рабочие часы на деньги. Обмен является здесь в действительности чисто натуральным обменом; все превышения требований легко и просто выравниваются путём переводов на другие коммуны.

Читать далее...
Категория: Теория | Просмотров: 462 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Черный бизнес

Во всяком обществе со стихийно сложившимся развитием производства, — а современное общество является именно таким, — не производители господствуют над средствами производства, а средства производства господствуют над производителями. В таком обществе каждый новый рычаг производства необходимо превращается в новое средство порабощения производителей средствами производства. Сказанное относится прежде всего к тому рычагу производства, который вплоть до возникновения крупной промышленности был наиболее могущественным, — к разделению труда. Уже первое крупное разделение труда — отделение города от деревни — обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан — на порабощение каждого его специальным ремеслом. Оно уничтожило основу духовного развития одних и физического развития других. Если крестьянин овладевает землёй, а горожанин — своим ремеслом, то в такой же степени земля овладевает крестьянином, а ремесло — ремесленником. Вместе с разделением труда разделяется и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растёт разделение труда, достигающее своего высшего развития в мануфактуре. Мануфактура разлагает ремесло на его отдельные частичные операции, отводит каждую из них отдельному рабочему как его пожизненную профессию и приковывает его таким образом на всю жизнь к определённой частичной функции и к определённому орудию труда. «Мануфактура уродует рабочего, искусственно культивируя в нём одну только одностороннюю сноровку и подавляя мир его производственных наклонностей и дарований… Сам индивидуум разделяется, превращается в автоматическое орудие данной частичной работы» (Маркс) 221, — в автоматическое орудие, которое во многих случаях достигает своего совершенства лишь путём буквального физического и духовного уродования рабочего. Машины, применяемые в крупной промышленности, низводят рабочего от положения машины до роли простого придатка к ней. «Пожизненная специальность — управлять частичным орудием, превращается в пожизненную специальность — служить частичной машине. Машиной злоупотребляют для того, чтобы самого рабочего превратить с детского возраста в часть частичной машины» (Маркс) 222. И не одни только рабочие, но и классы, прямо или косвенно эксплуатирующие их, также оказываются, вследствие разделения труда, рабами орудий своей деятельности: духовно опустошённый буржуа порабощён своим собственным капиталом и своей собственной страстью к прибыли; юрист порабощён своими окостенелыми правовыми воззрениями, которые как некая самостоятельная сила владеют им; «образованные классы» вообще порабощены разнообразными формами местной ограниченности и односторонности, своей собственной физической и духовной близорукостью, своей изуродованностью воспитанием, выкроенным по мерке одной определённой специальности, своей прикованностью на всю жизнь к этой самой специальности — даже и тогда, когда этой специальностью является просто ничегонеделание.

Читать далее...
Категория: Теория | Просмотров: 502 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Старое и новое (Генеральная линия)

Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи. Пробуждающееся понимание того, что существующие общественные установления неразумны и несправедливы, что «разумное стало бессмысленным, благо стало мучением» 210, — является лишь симптомом того, что в методах производства и в формах обмена незаметно произошли такие изменения, которым уже не соответствует общественный строй, скроенный по старым экономическим условиям. Отсюда вытекает также и то, что средства для устранения обнаруженных зол должны быть тоже налицо — в более или менее развитом виде — в самих изменившихся производственных отношениях. Надо не изобретать эти средства из головы, а открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства.

Итак, как же, в связи с этим, обстоит дело с современным социализмом?

Всеми уже, пожалуй, признано, что существующий общественный строй создан господствующим теперь классом — буржуазией. Свойственный буржуазии способ производства, называемый со времени Маркса капиталистическим способом производства, был несовместим с местными и сословными привилегиями, равно как и с взаимными личными узами феодального строя; буржуазия разрушила феодальный строй и воздвигла на его развалинах буржуазный общественный строй, царство свободной конкуренции, свободы передвижения, равноправия товаровладельцев, — словом, всех буржуазных прелестей. Капиталистический способ производства мог теперь развиваться свободно. C тех пор как пар и новые рабочие машины превратили старую мануфактуру в крупную промышленность, созданные под управлением буржуазии производительные силы стали развиваться с неслыханной прежде быстротой и в небывалых размерах. Но точно так же, как в своё время мануфактура и усовершенствовавшиеся под её влиянием ремёсла пришли в конфликт с феодальными оковами цехов, так и крупная промышленность в своём более полном развитии приходит в конфликт с теми узкими рамками, в которые её втискивает капиталистический способ производства. Новые производительные силы уже переросли буржуазную форму их использования.

Читать далее...
Категория: Теория | Просмотров: 444 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Фридрих Энгельс. Анти-Дюринг. Отдел третий. СОЦИАЛИЗМ. II. Очерк теории

Мы видели во «Введении» (Ср. «Философия» I 190.), каким образом подготовлявшие революцию французские философы XVIII века апеллировали к разуму как к единственному судье над всем существующим. Они требовали установления разумного государства, разумного общества, требовали безжалостного устранения всего того, что противоречит вечному разуму. Мы видели также, что этот вечный разум был в действительности лишь идеализированным рассудком среднего бюргера, как раз в то время развивавшегося в буржуа. И вот, когда французская революция воплотила в действительность это общество разума и это государство разума, то новые учреждения оказались, при всей своей рациональности по сравнению с прежним строем, отнюдь не абсолютно разумными. Государство разума потерпело полное крушение. Общественный договор Руссо нашёл своё осуществление во время террора, от которого изверившаяся в своей политической способности буржуазия искала спасения сперва в подкупности Директории, а в конце концов под крылом наполеоновского деспотизма 191. Обещанный вечный мир превратился в бесконечную вереницу завоевательных войн. Не более посчастливилось и обществу разума. Противоположность между богатыми и бедными, вместо того чтобы разрешиться во всеобщем благоденствии, ещё более обострилась вследствие устранения цеховых и иных привилегий, служивших как бы мостом над этой противоположностью, а также вследствие устранения церковной благотворительности, несколько смягчавшей её. Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания трудящихся масс необходимым условием существования общества. Количество преступлений возрастало с каждым годом. Если феодальные пороки, прежде бесстыдно выставлявшиеся напоказ, были хотя и не уничтожены, но всё же отодвинуты пока на задний план, — то тем пышнее расцвели на их месте буржуазные пороки, которым раньше предавались только тайком. Торговля всё более и более превращалась в мошенничество. «Братство», провозглашённое в революционном девизе 192, нашло своё осуществление в плутнях и в зависти, порождаемых конкурентной борьбой. Место насильственного угнетения занял подкуп, а вместо меча главнейшим рычагом общественной власти стали деньги. Право первой ночи перешло от феодалов к буржуа-фабрикантам. Проституция выросла до неслыханных размеров. Самый брак остался, как и прежде, признанной законом формой проституции, её официальным прикрытием, дополняясь к тому же многочисленными нарушениями супружеской верности. Одним словом, установленные «победой разума» общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Недоставало ещё только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия. В 1802 г. вышли «Женевские письма» Сен-Симона; в 1808 г. появилось первое произведение Фурье, хотя основа его теории была заложена ещё в 1799 году; 1 января 1800 г. Роберт Оуэн взял на себя управление Нью-Ланарком 193.

Читать далее...
Категория: Теория | Просмотров: 521 | Дата: 14.10.2021 | Кинотеатр Спутник - Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Часть 1

...
Форма Входа
Облако тегов
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты для детей театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Друзья сайта






Рабочий Университет им. И.Б. Хлебникова



ИНТЕРНЕТ-СПРАВОЧНИК МАРКСИЗМА



Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Октябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты для детей театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2021