Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1079]
Капитализм [164]
Война [478]
В мире науки [86]
Теория [873]
Политическая экономия [54]
Анти-фа [76]
История [602]
Атеизм [39]
Классовая борьба [411]
Империализм [202]
Культура [1233]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [60]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [418]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [5]
Главная » 2020 » Сентябрь » 05

Вольтер  [псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, — 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746).

 «Увенчанный Вольтер». Худ. К. Л. Дере.

Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления Вольтера отражены в «Философских письмах» (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734).  

В течение 10 лет Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 Вольтер был приближен ко двору Людовика XV, в 1750—1753 — прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской (см. Кальвинизм) республике: с 1758 обосновался в своём имении Ферне́ на границе Франции и Швейцарии.

        Слова «раздавите гадину» (т. е. католическую церковь) — девиз Вольтера этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства («Республиканские идеи», 1762).

Вольтер являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. Ферне стал местом паломничества. С Вольтером были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя.

Читать далее...
Категория: Культура | Просмотров: 535 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Простодушный. Кандид или Оптимизм. Философские беседы

Ломоносов

Михаил Васильевич [8(19).11.1711 — 4(15).4.1765], первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

        Ломоносов родился в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Куростровской волости около села Холмогоры (Архангельской губернии) в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

Стремясь получить образование, Ломоносов в декабре 1730 покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию (См. Славяно-греко-латинская академия) при Заиконоспасском монастыре.

В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 командирован в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился сначала в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге у химика и металлурга И. Генкеля. За границей Ломоносов пробыл до 1741 года и вскоре по возвращении (в январе 1742) был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Деятельность Ломоносова в АН была весьма разносторонней. В 1746 он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 по настоянию Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.

         Научную деятельность Ломоносова можно разделить на три периода: до создания лаборатории он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 проводил преимущественно химические работы, а с 1753 до конца жизни — в самых различных областях естественных и прикладных наук. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.

Читать далее...
Категория: История | Просмотров: 390 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - «Михайло Ломоносов» — реж. А.Иванов (СССР, 1955)

Творческая зрелость Никитина относится к периоду общественного подъёма середины 50-х гг.; большое значение для формирования его мировоззрения имела революционно-демократическая критика, в том числе статьи о нём Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

В поэзии Никитина утвердилась тема народной жизни: стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Уличная встреча» и др., поэма «Кулак» (1857, опубликовано 1858). Беспросветная жизнь крестьян воссоздана в стихотворении «Ночлег в деревне», «Пахарь», «Нищий», «Поминки» и др.; страдания городской бедноты ‒ в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь». Протестом против несправедливого общественного строя прозвучали стихотворения «Староста», «Опять знакомые виденья», «Хозяин», поэма «Тарас» (1860, опубликовано 1861). Революционные мотивы характерны для таких популярных стихов Никитина, как «Постыдно гибнет наше время!...», «Тяжкий крест несём мы, братья...», «Падёт презренное тиранство» (все впервые опубликовано в 1906). Прозаические произведения Никитина «Дневник семинариста» (1860, опубликовано 1861) ставило важную для демократической литературы проблему формирования нового человека. Никитин ‒ признанный мастер русского поэтического пейзажа. С большим уважением писал о Н. М. Горький, назвав его поэтом «... ярким и социально значительным» («Советское искусство», 1936, 23 июня). Талант Никитина высоко ценили Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский. К его лирике обращались многие композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, Р. М. Глиэр, С. Монюшко и др.).

     Постыдно гибнет наше время!..
     Наследство дедов и отцов,
     Послушно носит наше племя
     Оковы тяжкие рабов.
     И стоим мы позорной доли!
     Мы добровольно терпим зло:
     В нас нет ни смелости, ни воли...
     На нас проклятие легло!
     Мы рабство с молоком всосали,
     Сроднились с болью наших ран.
     Нет! в нас отцы не воспитали,
     Не подготовили граждан.
     Не мстить нас матери учили
     За цепи сильным палачам -
     Увы! бессмысленно водили
     За палачей молиться в храм!

     Про жиэнь свободную не пели
     Нам сестры... нет! под гнетом зла
     Мысль о свободе с колыбели
     Для них неведомой была!
     И мы молчим. И гибнет время...
     Нас не пугает стыд цепей -
     И цепи носит наше племя
     И молится за палачей...

Читать далее...
Категория: Культура | Просмотров: 876 | Дата: 05.09.2020 |

  Революционное движение, которое началось в 1789 г. в Социальном кружке, которое в середине своего пути имело своими главными представителями Леклера и Ру и, наконец, потерпело на время поражение вместе с заговором Бабёфа, — движение это вызвало к жизни коммунистическую идею, которая после революции 1830 г. снова введена была во Франции другом Бабёфа Буонарроти. Эта идея, последовательно разработанная, и есть идея нового мирового порядка.

        К. Маркс
 
    Французская революция — только предвестница другой, которая будет и величественнее и торжественнее. И эта революция будет последней.

        «Манифест равных»

Е.Андреева

Заговор равных. Бабеф

 

Одним из ярых борцов за республику был Бабеф, который с первых дней революции принимал в ней горячее участие, а после смерти Робеспьера возглавил группу революционеров, разочарованных в буржуазной демократии. Они поставили перед собой задачу революционного преобразования в духе коммунизма, потому что буржуазная революция не принесла освобождения трудящимся.

Для Бабефа история человечества была борьбой между богатыми и бедными. Он сам испытал в своей жизни все невзгоды и ужасы нищеты и более чем кто-либо из выдающихся революционеров был призван отстаивать право угнетенного, обманутого народа.

С самого начала французской революции Бабеф выступал против буржуазии, стремясь больше всего помочь деревенской бедноте и рабочим. По ложному обвинению Бабефа арестовали и посадили в тюрьму. Ему удалось добиться оправдания, но выпустили его только в 1795 году, после казни Робеспьера, когда у власти была новая разбогатевшая буржуазия, равнодушная к нуждам народа.

Новое буржуазное правительство называлось Директорией. В противовес ему Бабеф создал «Тайную директорию», целью которой было свержение буржуазии и установление коммунистического строя.

Бабеф отлично понимал, что буржуазная революция только заменила одну группу насильников другой. Он считал совершенно необходимым, чтобы за этой революцией последовало восстание бедноты. Для подготовки восстания Бабеф организовал со своими друзьями клуб «Пантеон» и строго законспирированную организацию «Заговор во имя равенства», или «Заговор равных», которая имела своих агентов среди рабочих и солдат.
Читать далее...
Категория: История | Просмотров: 1077 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Штрихи к портрету В. И. Ленина.

     
      Вся роскошь и наслаждения, отражающиеся
      в тупом сознании глупца, очень бедны
      в сравнении с сознанием Сервантеса, когда он
      писал «Дон Кихота» в своей печальной тюрьме
      А.Шопенгауэр
      «Афоризмы житейской мудрости»

Как известно, первую часть «Дон Кихота» Сервантес начал писать в Королевской тюрьме Севильи, где он побывал дважды. Это мрачное заведение с его особым, неписаным уставом жизни и обычаев, с его прославленными тремя дверьми – «золотой», «серебряной» и «медной» через которые, за соответствующую их наименованию взятку, можно было попасть в худшие или лучшие камеры, с его загонами (ranchos) для преступников разного сорта, с его своеобразным арестантско-общинным бытом и колоритными  завсегдатаями, Сервантес покинул в начале 1603 года, унося с собой рукопись с несколькими главами романа. Но уже в 1605 году в мадридских книжных лавках появился роман озаглавленный «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» - первая часть бессмертного творения Сервантеса.

  В истории ЛИТЕРАТУРЫ судьба «Дон Кихота» Сервантеса стоит на особом месте: Среди переводчиков знаменитого романа были Тобиас Смоллетт, Флориан, Людвик Тик, Жуковский. Перевести его мечтал Тургенев. Одна из первых драматических переделок «Дон Кихота» принадлежала перу Кальдерона. Тайну притягательности для человечества сервантовского образа пытались разгадать Шеллинг и Гегель, Тургенев и Достоевский, Генрих Гейне и Томас Манн, Мигель Унамуно и Ортега-и-Гассет. Герои многих великих романов, такие, как Пиквик, Тартарен из Тараскона, мадам Бовари, Том Сойер, Инсаров, князь Мышкин, обязаны своим рождением не только творческой воле своих создателей, но и цепкой памяти жанра, сохранившей идеи, мотивы и приёмы, заложенные впервые Сервантесом в «Дон Кихоте». Роман вдохновил таких художников, как Хогарт, Ходовецкий, Гойя, Доре, Домье, Пикассо, таких композиторов, как Мендельсон, Штраус, Рубинштейн, Мануэль де Фалья.

Аббат де ла Порт, в своём многотомном «Путешествователе, или Познании Стараго и Новаго Света», уделив внимание знаменитому роману, в качестве примера приводит один курьёзный случай, вот этот панегирик великому Сервантесу:

«…Сей труд известный во всех землях и переведённый на все языки, есть первый из всех сочинений сего рода; остротою, вкусом, добрыми шутками, искусством вмешивать приключения, и особливо дарованием научать забавляя. Каждая страница представляет смешные картины и благоразумные рассуждения. Сказывают, что Филипп III, однажды увидел с балкона ученика, который читая книгу останавливался, отрывался от неё и с бил себя по лбу, с чрезвычайным доказательством радости. «Сей мальчик, сказал Король, с ума сошёл, или читает Дон Кихота». Государь отгадал, ибо в самом деле он его читал…».

Читать далее...
Категория: Культура | Просмотров: 546 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Дон - Кихот. История одной куклы. Освобожденный Дон Кихот

«Деньги» — самый последний и пожалуй самый значительный из романов Золя; в нем ярко выделяются все достоинства и недостатки автора.

Роман «Деньги» можно рассматривать как дополнение и противопоста­ вление к роману «Накипь», т. е. к роману, в котором Золя с неумолимой резкостью и презрением описывает взаимоотношения в мелкобуржуазных кругах общества. Если раньше характерными особенностями мелкой буржуазии были правильный, строго размеренный тихий образ жизни, доморощенная честность и отсталое филистерство, дававшие художникам прежнего времени материал для изображения комических типов, то теперь, в новейшую эпоху, в романе «Накипь» она показана разлагающейся. И причиной такого изменения лица мелкой буржуазии была не жажда наживы, а давящая, постоянная нужда в деньгах. Отнюдь не погоня за удовольствиями и развлечениями, а главным образом жал­кое, горемычное существование, полное забот. Мелкий буржуа должен рассчитывать, скряжничать, прежде чем он будет в состоянии купить же­не какую-нибудь ленточку или игрушку ребенку; со смертельной обреченностью копит он франки и сантимы.

В своем романе «Деньги» Золя вводит нас в совершенно иной мир, находящийся в полном противоречии с мелкобуржуазными кругами, — в мир, где не считают сантимов, а орудуют тысячами франков. Здесь мы видим золотой поток в более быстром, стремительном и бурном движении, чем в золотоносных водах Перу; здесь золото стало и средством, и целью всей жизни, всех помыслов, всей деятельности. И охотятся за ним уже не для обеспечения собственной жизни, не для поддержки существования собственной семьи, не для разрешения вечного вопроса; «Что мы будем завтра есть-пить, во что одеваться?» В этих кругах трудятся и мучаются не из необходимости, а исключительно для того, чтобы нагромождать миллионы на миллионы, из любви к деньгам, ради денег. Еврей миллионер Гундерман, которого Золя нарисовал в романе «Деньги», лишен всяких потребностей.

В одном из своих произведений Бальзак выводит студента, веселого малого, бедняка в материальном отношении, но богато одаренного умственно, и этот студент в своей безысходной нужде утешает себя философскими размышлениями о том, что ни Наполеон, ни первый в мире богач не могут ни обедать по два раза в день, ни заводить любовных связей больше, чем он, бедный студент-медик. Гундерман уже не может принять в себя и одного обеда в день, а женщины для него не существуют. Его разрушенный желудок переносит только молоко, и когда ему хочется основательно кутнуть, он высасывает сок одной виноградины. Его сердце ускоренно бьется только при повышении и понижении биржевых бумаг.

Но любовь к золоту, характеризующая людей в изображаемом Золя мире, это любовь не к осязаемому металлическому золоту, к золоту блещущему, сверкающему, радующему глаз своим солнечным сиянием, а ухо гармоничным звоном. Скупой Грандэ, описанный Бальзаком, нежно любит золото ради его физических свойств, ради его цвета, звона, он держит сверкающие червонцы в надежном хранилище, он, играя, пропускает их сквозь пальцы, ему доставляет ни с чем не сравнимое наслаждение ко­паться в этих сокровищах, ощупывать их, гладить; он говорит о своем золоте ласкательными словами, восторженными, опьяненными речами влюбленного поэта: «Ну, принесите же мне мою любимую, мою зазнобу», говорит он дочери. «Поцелуй меня нежно, и я расскажу тебе тайну жизни и силы золота... Поверь мне, золото живет и двигается так же, как: и люди; оно уходит, возвращается, оно творит». Часами он услаждает себя: зрелищем сложенных в стопочки луидоров, — их блеск буквально гипнотизирует его. Он восклицает вдохновенно: «Это меня согревает!»

Читать далее...
Категория: Культура | Просмотров: 431 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Аудиокнига. Золя Эмиль - Деньги

Золя — наш старый, близкий знакомый. Новое советское собрание его сочинений имеет свою большую предысторию, охватывающую девять десятилетий, в течение которых произведения Золя широко переводились на русский язык и на языки других советских народов.

В XIX столетии взаимосвязи между русской и французской литературами приобретают исключительно интенсивный характер. Велико воздействие на французскую литературу Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова. С другой стороны, Бальзак, Жорж Санд, Гюго, Золя пользуются огромным влиянием в России. Этот важный и еще недостаточно изученный процесс взаимодействия литератур налагает свой отпечаток на все последующее развитие не только в границах этих литератур, но и во всемирном масштабе.

Роль Золя в этом историческом взаимодействии особенно значительна. Начиная с 70-х годов его произведения непрерывно издаются на русском языке. Золя приобретает особую популярность в России.

В 1875 году он становится постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы», и его «Парижские письма», в которых он раньше, чем во Франции, излагает свою эстетическую программу, становятся важным фактором русской культурной жизни.

Тургенев еще в середине 70-х годов писал Золя: «В России читают только вас» 1(Тургенев имел в виду, конечно, переводную литературу).

В. В. Стасов отмечал приблизительно в то же время в письме к Тургеневу «всеобщую, даже необыкновенную любовь всех у нас к Zola» 2.

Н. К. Михайловский писал в конце 1877 года о том, что «Золя стал наполовину русским писателем».

Эти признания крайне характерны. Чтобы оценить их значение, надо принять во внимание, что произведения Золя воспринимались в России прежде всего как беспощадная критика буржуазного общества. Так, много писавший о нем В. Чуйко сравнивает Золя и Курбе, отмечая «глубокое сродство двух талантов — врагов буржуазии». В. Чуйко приходит к очень справедливому выводу, что все творчество Золя является свидетельством того, «как страстно и глубоко он ненавидит буржуазный мир» 3.

Золя испытывал чувство глубокой признательности к русской культуре, где он нашел опору и поддержку как раз в тот момент, когда он подвергался ожесточенным нападкам у себя на родине.

«Пользуюсь случаем публично выразить всю мою благодарность этой великой стране, принявшей и усыновившей меня в то время, когда ни один журнал в Париже не принимал меня и не поддерживал меня в той литературной борьбе, которую я вел»,— пишет Золя. И дальше в этом же предисловии к сборнику «Экспериментальный роман»: «В страшные дни материальной нужды и отчаяния Россия возродила мои силы и веру в самого себя, предоставив мне трибуну и самую образованную и самую страстную аудиторию. Это благодаря ей я стал в критике тем, чем я сейчас являюсь. Я не могу об этом говорить без волнения и сохраняю вечную ей признательность»

Читать далее...
Категория: Культура | Просмотров: 395 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Жерминаль

3 сентября 1966 года в голландском городе Дельфсейле происходила торжественная и необычная церемония — в присутствии многочисленных гостей был открыт памятник литературному герою — комиссару полиции Мегрэ. Когда с памятника сняли покрывало, бургомистр Дельфсейля вручил метрическое свидетельство создателю этого персонажа: "Мегрэ, Жюль, родился в г. Дельфсейле в сентябре 1929 г. в возрасте 44 лет. Отец — Жорж Сименон. Мать неизвестна…"

Нетрудно догадаться, что отец Жюля Мегрэ — не кто иной, как выдающийся французский романист Жорж Сименон, который, если говорить о нем словами Эрнеста Хемингуэя, "умеет писать по-настоящему". Но чтобы правильно понять и оценить это высказывание, следует заглянуть в далекое прошлое, когда в небольшом бельгийском городе Льеже 13 февраля 1903 года появился на свет сам Жорж Сименон.

Отец его — Дезире Сименон — был скромным бухгалтером одной из страховых компаний, мать — Анриетт Брюлль — до замужества работала продавщицей в универсальном магазине. Детские годы будущего писателя омрачены глубоким разладом в семье. Отец — добрый, жизнерадостный человек. Сын шляпника, единственный в семье получивший образование, он не утратил простоты в обращении с окружающими, тесных связей со своей средой и ее традициями. Впоследствии Сименон писал об отце: "Он был для меня постоянным примером жизненной мудрости по отношению к себе и к окружающим. Он любил все. Он любил всех. Вот почему я питаю к нему такое уважение. Когда я создавал все понимающего и сочувствующего людям Мегрэ, я бессознательно вложил в него некоторые черты моего отца".

Иной характер был у матери. Ее отец когда-то быстро разбогател на торговле лесом и так же быстро разорился. Познавшая с детства жестокую нужду, Анриетт привыкла экономить во всем. "Первые слова, которые я услышал, будучи младенцем, были деньги, деньги, деньги", — вспоминает Сиыенон. Болезненно самолюбивая, она любой ценой стремилась вырваться из унизительной бедности.

 

Читать далее...
Категория: Культура | Просмотров: 387 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Мегрэ и старая дама. Мегрэ у министра

Циолковский Константин Эдуардович [5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской области, — 19.9.1935, Калуга], русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880—81 написал работу "Теория газов", в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа "Механика животного организма" (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Ц. был принят в Русское физико-химическое общество.

Основные работы Ц. после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 он много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Читать далее...

Категория: В мире науки | Просмотров: 1657 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Дорога к звездам

Церковь — как католическая, так и протестантская — составляла неотъемлемую часть правящих классов Европы, которые завоевали Западное полушарие и его народы, правили ими и эксплуатировали их. В эпоху Колумба, когда протестантская реформация еще не развернулась, католическая церковь держала в своих руках не меньше трети всех богатств Европы. Князья церкви происходили в основном из тех же правящих классов, которые выдвигали из своей среды правителей различных европейских государств, владельцев крупных феодальных латифундий и высших военачальников. То же самое, хотя, может быть, и в меньшей степени, относилось и к протестантской церкви, когда она вышла на историческую арену. Но это глубокое единство церкви с господствующими классами, проявлявшееся в их действиях единым фронтом против охваченных недовольством народных масс, разумеется, не мешало тому, что в борьбе за богатую колониальную добычу в Америке возникали серьезные конфликты в рядах самой церковной иерархии, противоречия между руководителями церкви и государства, скандальные распри между князьями церкви и светскими земельными собственниками и войны между христианскими государствами за обладание Новым Светом. $CUT$

Впрочем, одно различие между католической и протестантской церковью существовало, и состояло оно в следующем. Протестантское вероучение было создано возникавшим классом капиталистов в эпоху реформации, в ходе революционной борьбы против европейской феодальной системы, одной из важнейших частей которой была католическая церковь. Протестантство было идеологическим оружием молодой буржуазии. Однако, завоевав власть, буржуазия без стеснения использовала протестантскую церковь как орудие эксплуатации трудящихся масс, точно так же, как раньше феодальные землевладельцы использовали в этих же целях католическую церковь.

 
За неловкость Урок смирения За непокорность

           

В деле завоеваний и эксплуатации колоний в Америке церковь — как католическая, так и протестантская — играла двоякую роль: во-первых, она давала моральную и религиозную санкцию актам варварства, которыми изобилует вся история колоний; во-вторых, она парализовала сопротивление покоряемых народов, отравляя их сознание религией, выражавшей интересы правящего класса. О том, какую большую роль играла церковь в зверствах испанских конкистадоров, можно судить по заявлению Симона де Вальялобоса, который в 1606 году сказал: «Убивая и увеча людей, мы должны делать это в защиту веры, во имя господа нашего Иисуса Христа, чтобы, служа ему копьем и кинжалом, заслужить место в раю» 1.

Читать далее...
Категория: История | Просмотров: 745 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Блек анд Уайт (


Самую серьезную трудность, с которой столкнулись европейские завоеватели Западного полушария, представляла задача подыскания громадного количества рабочих рук, которые им требовались для бесчисленного множества создаваемых ими рудников, плантаций и скотоводческих ферм. Эта проблема оставалась неразрешенной на протяжении ряда столетий. Но разрешить ее было необходимо, и потому эксплуататоры, проявляя жадность и цинизм, присущие феодализму и капитализму, со зверской жестокостью прибегали к порабощению во всех его формах. Они порабощали всех: краснокожих, чернокожих и белых; при этом они не считались ни с возрастом, ни с полом. Они порабощали тем или иным способом всякого, кому приходилось трудиться, чтобы добывать себе средства к существованию, и заставляли его тяжким трудом создавать прибыли для новых хозяев Западного полушария.

Капиталистическое развитие американских стран было одной из величайших трагедий в истории человечества. В 1881 году Карл Маркс указывал в письме к Фридриху Зорге, что капитализм развивался в Соединенных Штатах «...в более циничной форме, чем в какой-либо иной стране!» *


* К- Маркс и Ф. Энгельс, Соч, т. XXVII, стр. 140.


Такой же суровой критике можно было бы подвергнуть капитализм во всех странах Западного полушария. За четыре с половиной столетия, прошедших после прибытия Колумба в Америку, буквально десятки миллионов трудящихся были безжалостно принесены на алтарь капиталистической алчности. Кровавые жертвоприношения ацтеков были пустяком в сравнении с кровавыми жертвоприношениями американского капитализма. Жизнь и свобода трудящихся были для эксплуататоров пустым звуком. Для порабощения и ограбления народов эксплуататоры систематически прибегали во всех колониях к всяческим ухищрениям, придуманным ими на протяжении многих веков: они умышленно оставляли трудящихся неграмотными, одурманивали их религией, применяли политический обман и грубые насилия. Это относится в равной мере к испанским, португальским, голландским, французским и английским колонизаторам. В результате их политики несметные массы трудящихся в течение ряда столетий влачили жалкое существование в условиях принудительного труда и политического бесправия и преждевременно умирали.
 

ПОРАБОЩЕНИЕ ИНДЕЙЦЕВ

Читать далее...
Категория: История | Просмотров: 644 | Дата: 05.09.2020 | Кинотеатр Спутник - Хижина дяди Тома


В конце XV века, когда Колумб сделал свое историческое открытие, в Европе в основном еще господствовал феодальный способ производства; но в ней уже зародился капитализм, быстрому развитию которого весьма способствовал торговый капитал. Период становления капитализма охватывает примерно XVI—XVIII века. Поэтому в течение колониального периода истории Америки, длившегося несколько столетий после открытия Колумба, правящие классы Европы при разработке своей политики в отношении огромных территорий, захваченных ими в Новом Свете, стремились исходить из практики смешанной феодально-капиталистической системы, преобладавшей тогда в Европе. Торговая буржуазия занималась в основном развертыванием торговли и строительством торгового флота метрополий. Она стремилась обеспечивать «активный торговый баланс» и накапливать в метрополиях как можно больше золота. Развитие капиталистической индустриализации началось позднее.

Из числа главных колониальных держав Испания, Португалия, Франция, Швеция и Россия, занимавшаяся колонизацией Аляски, были, по существу, феодальными государствами. Голландия в этот период уже ушла далеко вперед по пути к капитализму. Болтон пишет: «Почти каждая метрополия возродила в Америке какой-нибудь пережиток феодализма: Испания перенесла туда систему «энкомьенды» *, Португалия — систему капитаний (губернаторств), Голландия — систему патроната**, Англия раздавала колонии в частную собственность, присваивая владельцам административные, политические и судебные права по отношению к колонистам; Франция практиковала систему сеньорий»*. Читать далее...

Категория: История | Просмотров: 648 | Дата: 05.09.2020 |

...
Форма Входа
Облако тегов
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс наука США классовая война коммунисты для детей театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Друзья сайта






Рабочий Университет им. И.Б. Хлебникова



ИНТЕРНЕТ-СПРАВОЧНИК МАРКСИЗМА



Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс наука США классовая война коммунисты для детей театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2020