Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1101]
Капитализм [164]
Война [478]
В мире науки [93]
Теория [896]
Политическая экономия [56]
Анти-фа [76]
История [605]
Атеизм [39]
Классовая борьба [410]
Империализм [219]
Культура [1305]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [62]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [432]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2021 » Май » 15 » 16 апреля 1889 года родился Чарлз Чаплин, гениальный актер кино, режиссер и композитор. Биография.
15:19

16 апреля 1889 года родился Чарлз Чаплин, гениальный актер кино, режиссер и композитор. Биография.

16 апреля 1889 года родился Чарлз Чаплин, гениальный актер кино, режиссер и композитор. Биография.

Новые времена


Огни большого города (Чарли Чаплин)


Цирк / реж.Чарли Чаплин


Великий диктатор


Парижанка / 1923 / Чарли Чаплин /A Woman of Paris

01:21:06

Малыш


Месье Верду


Король в Нью-Йорке


 

Памяти Чарльза Спенсера Чаплина, гениального актера кино, режиссера и композитора

Краткая биография

Чаплин Ч.Чаплин Ч.

Чаплин (Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889, Лондон, — 25.12.1977, Веве, Швейцария), американский режиссёр, актёр и сценарист. По происхождению англичанин; из семьи актёров мюзик-холла. Выступал с 8 лет, в 1907—1912 в английской труппе пантомимы Ф. Карно выдвинулся как одарённый комедийный актёр.

В американском кино дебютировал в 1914 в короткометражной кинокомедии "Зарабатывая на жизнь" и в полнометражной картине "Прерванный роман Тилли" (в советском прокате "Молодая девушка"). Участие в короткометражных комических фильмах М. Сеннетта было для Чаплина школой экранного комедийного мастерства.

В 1914 начал и режиссёрскую деятельность и впоследствии выступал главным образом в собственных фильмах как актёр, режиссёр, сценарист и зачастую композитор. Использовал приёмы гротеска и пародии, обращался к выразительным средствам пантомимы, народного театра, мюзик-холла, цирка. Активно искал черты своей (впоследствии ставшей знаменитой) маски бродяги Чарли, постепенно усиливая трагикомический характер этого образа.

В фильмах 1915—1918 ("Бродяга", "Работа", "Вечер в мюзик-холле", "Авантюрист", "Ссудная лавка", "Тихая улица", "Иммигрант", "Собачья жизнь", "На плечо!") и фильме "Малыш" (1920) он достиг высокого совершенства комедийной формы. Всё явственнее в картинах Чаплина комическое переплеталось с трагическим ощущением жизни. В них отчётливо звучали социально-сатирические тенденции. Герой Чаплина — бродяга Чарли воплощал мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом.

С 1923 Чаплин ставил полнометражные картины "Парижанка" (1923), "Золотая лихорадка" (1925) и "Цирк" (1928), которые являются шедеврами мировой кинокомедии; в них критика буржуазного общества сочетается с глубоким гуманизмом в изображении простых и обездоленных людей. В фильмах "Огни большого города" (1931) и "Новые времена" (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд, трагической бесплодности борьбы "маленького человека" против социальной несправедливости. Реалистическая природа этих фильмов сочетается с яркой комедийной условностью, трогательной стойкостью героя, гуманизмом в трактовке темы любви и поисков счастья.

"Великий диктатор" (1941) явился меткой сатирой на фашизм, а политическая деятельность Чаплина в годы 2-й мировой войны 1939—45 и его призывы к поддержке советского народа в войне против фашизма поставили его в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры.

Послевоенная работа "Месье Верду" (1947), обличающая лицемерие капиталистического общества, вызвала яростную кампанию реакционных кругов США против режиссёра.

В 1952 он создал фильм "Огни рампы", в котором нашли отражение авторские раздумья об искусстве, таланте и старости.

В результате преследований Чаплин вынужден был покинуть Голливуд и с 1952 поселился в Швейцарии. В 1957 поставил в Великобритании фильм "Король в Нью-Йорке" — сатиру на американский образ жизни, в 1967 — традиционную комедию "Графиня из Гонконга".

Один из крупнейших режиссёров и актёров, Чаплин оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. В 1954 награжден Международной премией Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами.

Соч. в рус. пер.: Моя биография, М., 1966.

Лит.: Чарли Чаплин. [Сборник], Л., 1925; Аташева П., Ахушков Ш., Чарльз Спенсер Чаплин. [Сб. материалов], М., 1945: Кукаркин А., Чарли Чаплин, М., 1960; Садуль Ж., Жизнь Чарли, пер. с франц., 2 изд., М., 1965: Delluc L., Charlie Chaplin, P., 1921; Huff Th., Charlie Chaplin, N. Y., 1964; Martin М., Clarles Chaplin, P.,1966.

  Н. П. Абрамов.

 

Фильмография



Полнометражные фильмы



    1914 — Прерванный роман Тилли (Tillie’s Punctured Romance, др. названия — For the Love of Tillie / Marie’s Millions / Tillie’s Big Romance / Tillie’s Nightmare; актёр; первая полнометражная кинокомедия в истории)
    1921 — Малыш (The Kid; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, монтажёр)
    1923 — Парижанка (A Woman of Paris; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр (камео), монтажёр)
    1925 — Золотая лихорадка (The Gold Rush; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, монтажёр)
    1926 — Женщина у моря (A Woman of the Sea; продюсер)
    1928 — Цирк (The Circus; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, монтажёр)
    1928 — Люди искусства (Show People; камео)
    1931 — Огни большого города (City Lights; др. название — City Lights: A Comedy Romance in Pantomime; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, монтажёр, композитор)
    1936 — Новые времена (Modern Times; др. название — The Masses; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, композитор)
    1940 — Великий диктатор (The Great Dictator; др. название — The Dictator; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, композитор)
    1947 — Месье Верду (Monsieur Verdoux; др. названия — A Comedy of Murders / The Ladykiller; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, композитор)
    1952 — Огни рампы (Limelight; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, композитор)
    1957 — Король в Нью-Йорке (A King in New York; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр, композитор)
    1967 — Графиня из Гонконга (A Countess From Hong Kong; продюсер, режиссёр, сценарист, актёр (камео), композитор)

Примечание: Чаплин часто, исполняя эпизодическую роль (камео) в своих фильмах, не был указан в титрах, и появлялся инкогнито, но бывал узнан. В фильме «Парижанка» он даже в начале предупреждает в титрах, что сам в фильме не появится. В фильме «Графиня из Гонконга» он появляется в роли очень старого стюарда.
 


Короткометражные фильмы



Фильмы упорядочены по хронологии выхода на экран. Русские названия приведены в большинстве случаев по фильмографии, составленной А. Г. Авенариусом. В кинопрокате России и СССР эти фильмы могли выходить также под названиями, отличающимися от приведённых.
Фильмы студии «Keystone»

Все фильмы выпущены в 1914 году:
№     Премьера     Название     Оригинал    
1     2 февраля     Зарабатывая на жизнь     Making a Living     A Busted Johnny; Troubles; Doing His Best; Take My Picture
2     7 февраля     Детские автомобильные гонки     Kid Auto Races at Venice     The Children’s Automobile Race; Kid’s Auto Race; The Pest
3     8 февраля     Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл     Mabel’s Strange Predicament     Hotel Mixup; Pajamas
4     28 февраля     Между двумя ливнями     Between Showers     Charlie and the Umbrella; The Flirts; Between Shaves; In Wrong Thunder and Ligh
5     2 марта     Джонни в кино     A Film Johnnie     Charlie at the Studio; Charlie the Actor; Film Johnny; Million Dollar Job; Movie Nut
6     9 марта     Танго-путаница     Tango Tangles     Charlie’s Recreation; Music Hall
7     16 марта     Его любимое времяпрепровождение     His Favorite Pastime     The Bonehead; Charlie Is Thirsty; Charlie’s Reckless Fling; The
8     26 марта     Жестокая, жестокая любовь     Cruel, Cruel Love, др. название     Lord Helpus
9     4 апреля     Лучший жилец     The Star Boarder     The Fatal Lantern; The Hash-House Hero; In Love with His Landlady; The Landlady’s Pet
10     18 апреля     Мейбл за рулём     Mabel at the Wheel     His Daredevil Queen; A Hot Finish
11     20 апреля     Двадцать минут любви     Twenty Minutes of Love     Cops and Watches; He Loves Her So; Love-Friend; режиссёрский дебют Чапл
12     27 апреля     Настигнутый в кабаре     Caught in a Cabaret     Charlie the Waiter; Faking with Society; Jazz Waiter; Prime Minister Charl
13     4 мая     Застигнутый дождём     Caught in the Rain     At It Again; In the Park; Who Got Stung?
14     7 мая     Деловой день     A Busy Day     Busy as Can Be; Lady Charlie; Militant Suffragette
15     1 июня     Роковой молоток     The Fatal Mallet     Hit Him Again; The Pile Driver; The Rival Suitors
16     4 июня     Её друг бандит     Her Friend the Bandit     Mabel’s Flirtation; A Thief Catcher
17     11 июня     Нокаут     The Knockout     Counted Out; The Pugilist
18     13 июня     Деловой день Мэйбл     Mabel’s Busy Day     Charlie and the Sausages; Hot Dog Charlie; Hot Dogs; Love and Lunch
19     20 июня     Семейная жизнь Мейбл     Mabel’s Married Life     The Squarehead; When You’re Married
20     9 июля     Веселящий газ     Laughing Gas     Busy Little Dentist; The Dentist; Down and Out; Laffing Gas; Tuning His Ivories
21     1 августа     Реквизитор     The Property Man     Charlie on the Boards; Getting His Goat; Props; The Rustabout; Vamping Venus
22     10 августа     Лицо на полу бара     The Face on the Bar Room Floor     The Ham Actor; The Ham Artist
23     13 августа     Отпуск     Recreation, др. название     Spring Fever
24     27 августа     Маскарадная маска     The Masquerader     The Female Impersonator; The Female; The Perfumed Lady; The Picnic; Putting One
25     30 августа     Его новая профессия     His New Profession     The Good for Nothing; Helping Himself
26     7 сентября     Транжиры     The Rounders     Going Down; The Love Thief; Oh, What a Night; Revelry; Tip, Tap, Toe; Two of a Kind
27     24 сентября     Новый привратник     The New Janitor     The Blundering Boob; The New Porter; The Porter
28     10 октября     Эти муки любви     Those Love Pangs     Busted Hearts; Oh, You Girls; The Rival Mashers
29     26 октября     Тесто и динамит     Dough and Dynamite     The Cook; The Doughnut Designer; The New Cook
30     29 октября     Нахальный джентльмен     Gentlemen of Nerve     Charlie at the Races; Some Nerve
31     7 ноября     Его музыкальная карьера     His Musical Career     Charlie as a Piano Mover; Musical Tramps; The Piano Movers
32     9 ноября     Его место для свиданий     His Trysting Place     Family Home; Family House; The Henpecked Spouse; His Trysting Places; The
33     1 декабря     Состоявшееся знакомство     Getting Acquainted     Exchange Is No Robbery; A Fair Exchange; Hello Everybody
34     7 декабря     Его доисторическое прошлое     His Prehistoric Past     The Caveman; A Dream; The Hula-Hula Dance; King Charlie
Фильмы студии «Essenay»
№     Премьера     Название     Оригинал    
1.     1915, 1 февраля     Его новая работа     His New Job     Charlie’s New Job
2.     1915, 15 февраля     Ночь напролёт     A Night Out     Champagne Charlie; Charlie’s Drunken Daze; Charlie’s Night Out; His Night Out
3.     1915, 11 марта     Чемпион     The Champion     Battling Charlie; Champion Charlie; Charlie the Champion
4.     1915, 18 марта     В парке     In the Park     Charlie in the Park; Charlie on the Spree
5.     1915, 1 апреля     Бегство в автомобиле     A Jitney Elopement     Charlie’s Elopement; Married in Haste
6.     1915, 16 апреля     Бродяга     The Tramp     Charlie on the Farm; Charlie the Hobo; Charlie the Tramp
7.     1915, 29 апреля     У моря     By the Sea     Charlie by the Sea; Charlie’s Day Out
8.     1915, 21 июня     Работа     Work     Charlie at Work; Charlie the Decorator; Only a Working Man; The Paperhanger; The Plumber
9.     1915, 12 июля     Женщина     A Woman     Charlie the Perfect Lady; The Perfect Lady
10.     1915, 9 августа     Банк     The Bank     Charlie Detective; Charlie at the Bank; Charlie in the Bank
11.     1915, 4 сентября     Зашанхаенный     Shanghaied     Charlie Shanghaied; Charlie on the Ocean; Charlie the Sailor
12.     1915, 20 ноября     Вечер в мюзик-холле     A Night in the Show     Charlie at the Show; A Night at the Show
13.     1915, 18 декабря     Кармен[38]     Charlie Chaplin’s Burlesque on Carmen     Burlesque on Carmen
14.     1916, 27 марта     Полиция     Police     Charlie in the Police; Charlie the Burglar; Housebreaker
15.     1916, 21 октября     Обозрение творчества Чаплина в «Эссеней»[39]     The Essanay-Chaplin Revue of 1916     The Chaplin Revue of 1916
16.     1918, 11 августа     Тройная неприятность[40]     Triple Trouble     Charlie’s Triple Trouble
Фильмы студии «Mutual»

    1916, 15 мая — Контролёр универмага (The Floorwalker, др. названия — Shop / The Store)
    1916, 12 июня — Пожарный (The Fireman, др. названия — The Fiery Circle / A Gallant Fireman)
    1916, 10 июля — Скиталец (The Vagabond, др. название — Gipsy Life)
    1916, 7 августа — В час ночи (One A.M., др. название — Solo)
    1916, 4 сентября — Граф (The Count, др. название — Almost a Gentleman)
    1916, 2 октября — Лавка ростовщика (The Pawnshop, др. названия — At the Sign of the Dollar / High and Low Finance)
    1916, 13 ноября — За экраном (Behind the Screen, др. название — The Pride of Hollywood)
    1916, 4 декабря — Скетинг-ринг (The Rink, др. названия — Rolling Around / Waiter)
    1917, 22 января — Тихая улица (Easy Street)
    1917, 16 апреля — Лечение (The Cure, др. название — The Water Cure)
    1917, 17 июня — Иммигрант (The Immigrant, др. названия — Broke / Hello U.S.A. / A Modern Columbus / The New World)
    1917, 23 октября — Искатель приключений (The Adventurer)

Фильмы студии «First National»

    1918, 14 апреля — Собачья жизнь (A Dog’s Life)
    1918, 28 сентября — Облигация (The Bond, др. название — Charlie Chaplin in a Liberty Loan Appeal)
    1918, 20 октября — На плечо! (Shoulder Arms)
    1919, 22 июня — Солнечная сторона (Sunnyside)
    1919, 7 декабря — Удовольствия дня (A Day’s Pleasure, др. название — A Ford Story)
    1921, 25 сентября — Праздный класс (The Idle Class, др. название — Vanity Fair)
    1922, 2 апреля — День получки (Pay Day)
    1923, 25 февраля — Пилигрим (The Pilgrim)

Эпизодические появления в других фильмах

    1914 — Охотник за грабителями (A Thief Catcher, полицейский в эпизоде)[41]
    1915 — Его выздоровление (His Regeneration, покупатель в эпизоде)
    1921 — Чудак (The Nut, эпизодическая роль прохожего)
    1923 — Души на продажу (Souls For Sale, в роли самого себя)
    1923 — Голливуд (Hollywood, в роли самого себя)
 

МОЯ БИОГРАФИЯ



Чарльз Спенсер ЧАПЛИН


Перевод с английского: З. Гинзбург, Д. Самойлов (перевод стихов)
     Посвящается Уне


Отрывок

В воздухе снова пахло войной. Нацисты начали наступление. Как быстро забыли мы первую мировую войну, четыре мучительных года умирания! Как быстро забыли о тех, кого война выбросила из жизни, забыли о слепых, безруких, безногих, о людях с изуродованными лицами, о припадочных, согнутых в три погибели калеках! И тех, кто не был убит или ранен, война все равно не пощадила, изуродовав их души. Война, словно минотавр, пожирала юность, оставляя в живых циничных стариков. Да, мы быстро забыли эту войну и принялись чуть ли не славить ее в популярных песенках:
     Ты на ферме не удержишь
     Тех, кто повидал Париж...
     Кое-кто утверждал, что в известном смысле война принесла даже пользу. Она, мол, послужила развитию промышленности, двинула вперед технику и дала людям работу. Что нам за дело до миллионов погибших, когда миллионы наживаются на бирже! В дни биржевого «бума» Артур Брисбэйн писал в херстовском «Экзаминер»: «Акции стальных корпораций подскочат до пятисот долларов». Однако акции не подскочили. Вместо этого держатели акций стали выскакивать из окон небоскребов.
     И вот на пороге новой войны я пытался писать сценарий для Полетт, но дело подвигалось плохо. Разве можно было заниматься описанием женских причуд, придумывать романтический сюжет и любовные эпизоды, когда это чудовище в человеческом облике - Адольф Гитлер - снова нес в мир безумие?
     Еще в 1937 году Александр Корда <Корда Александр (1893-1956) - английский кинорежиссер и продюсер, ставивший в основном псевдоисторические фильмы, в которых играли многие талантливые актеры (Вивьен Ли, Лоренс Оливье, Чарльз Лоутон и другие).> посоветовал мне сделать фильм о Гитлере, построив сюжет на сходстве двух людей - ведь у Гитлера были такие же усики, как и у моего бродяги. Корда сказал, что я мог бы сыграть обе роли. Тогда я не придал значения его словам, но теперь эта тема стала актуальной. К тому же пора было, наконец, начать работать. И тут мне в голову пришла спасительная мысль. Ну, конечно же! В роли Гитлера я мог заговорить, выступать с речами перед толпой и, неся всякую тарабарщину, сказать все, что мне было нужно, а в роли бродяги по-прежнему оставаться безмолвным. Сценарий о Гитлере давал широкую возможность для бурлеска и пантомимы. В полном восторге я поспешил вернуться в Голливуд и принялся за сценарий. Он потребовал двух лет работы.
     Я придумал пролог - он начинался сценой сражения во время первой мировой войны. Сверхдальнобойное орудие «Большую Берту», с помощью которой немцы рассчитывали запугать союзников, наводят на Реймский собор, но снаряд летит мимо цели и разносит в щепы сортир на окраине города.
     Полетт должна была играть в этой картине. Снимаясь последние два года в фильмах «Парамаунт», она имела большой успех. Правда, мы уже разошлись, но оставались с ней добрыми друзьями и не были разведены. Полетт была достаточно капризным созданием. Это могло быть даже забавным, если только вы не сталкивались с ее причудами в самое неподходящее время. Как-то она появилась в студии и вошла ко мне в уборную в сопровождении молодого человека, прилизанного, в превосходно сшитом костюме, который сидел на нем, как влитый. У меня был очень трудный день со сценарием, и я был несколько раздосадован этим неожиданным появлением. Но Полетт заявила, что она пришла по очень важному делу, уселась, попросила молодого человека придвинуть поближе стул и сесть с ней рядом.
     - Это мой агент, - сказала Полетт, и тут она взглядом предложила ему начать разговор. Он заговорил быстро, с удовольствием произнося каждое слово.
     - Как известно, мистер Чаплин, вы платите Полетт с начала съемок «Новых времен» по две тысячи пятьсот долларов в неделю. Но о чем мы с вами, мистер Чаплин, еще не договорились, так это о рекламе, которая должна занимать семьдесят пять процентов каждой афиши... - Продолжить ему уже не удалось.
     - Это еще что такое? - заорал я. - Вы мне будете указывать, какую рекламу я должен ей создать! А вы не думаете, что ее интересы мне ближе, чем вам! Убирайтесь-ка оба отсюда!

***

 
     В разгаре работы над «Диктатором» я стал получать от кинокомпании «Юнайтед артистс» тревожные вести. Меня предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Английское агентство нашей кинокомпании также беспокоилось о судьбе антигитлеровской картины, полагая, что в Англии ее нельзя будет показать. Но я твердо решил продолжать работу - Гитлера необходимо было высмеять. Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения. Я был полон желания высмеять бредовую идею о чистокровной расе. Как будто хоть один народ мог сохранить чистоту крови, если не считать разве что австралийских аборигенов.
     В те дни в Калифорнию заехал возвратившийся из России сэр Стаффорд Криппс. Он обедал у меня вместе с молодым человеком, только что окончившим Оксфордский университет. Имя юноши испарилось из моей памяти, но одна его фраза запомнилась мне на всю жизнь. «Судя по положению дел в Германии, да и во всем мире, - сказал он, - мне осталось прожить не более пяти лет». Сэр Стаффорд ездил в Россию, чтобы ознакомиться со страной, и находился под глубоким впечатлением того, что увидел. Он описывал грандиозные работы русских и, разумеется, переживаемые ими большие трудности. По-видимому, он считал, что война неизбежна.
     Из нью-йоркской конторы приходили все более тревожные известия. Меня умоляли  отказаться от этого фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в Америке. Но я твердо решил сделать его, даже если мне самому пришлось бы снимать кинозалы для демонстрации.
     Я еще не успел кончить «Диктатора», когда Англия объявила войну нацистам: я услышал эту тревожную новость по радио, отдыхая на своей яхте в Каталине. Вначале на всех фронтах наблюдалось затишье. «Немцам никогда не удастся прорвать линию Мажино», - говорили мы. Затем разразилась катастрофа: вторжение нацистов в Бельгию, падение линии Мажино, ужас Дюнкерка - и Франция была оккупирована. Положение в Европе становилось все страшнее. Англия отбивалась в одиночку. Теперь уже наша нью-йоркская контора бомбардировала меня телеграммами: «Торопитесь с фильмом, все его ждут!»
     Снять «Диктатора» оказалось нелегким делом. Нужны были макеты декораций и реквизит, на изготовление которых потребовался год. Иначе фильм обошелся бы в пять раз дороже. Но и так еще до начала съемок я истратил на него полмиллиона долларов.
     И тут Гитлер решил вторгнуться в Россию. Это было прямым доказательством того, что он окончательно сошел с ума. Соединенные Штаты еще не вступили в войну, но и Англия и Америка испытывали чувство облегчения.
     Когда «Диктатор» был уже близок к завершению, однажды к нам на «натуру» приехал Дуглас Фербенкс со своей женой Сильвией. Последние пять лет Дуглас не снимался, и я редко видел его - он то и дело ездил в Англию. Мне показалось, что он сильно постарел, располнел и был чем-то удручен. Впрочем, он оставался все тем же восторженным и неистовым Дугласом. На съемках он шумно хохотал и затем сказал мне: «Не могу дождаться твоего фильма».
     Дуг пробыл у меня около часа. Когда он уходил, я долго смотрел ему вслед, смотрел, как он помогает жене подняться по крутому склону, как они, удаляясь, идут по дорожке. И мне вдруг стало очень грустно. Дуг обернулся, я помахал ему рукой, и он помахал мне в ответ. Таким я видел его в последний раз. Месяц спустя мне позвонил Дуглас-младший и сказал, что накануне ночью отец умер от разрыва сердца. Это было ужасным ударом - в нем было так много жизни.
     С тех пор мне всегда не хватало Дугласа, не хватало его тепла, его восторженности и обаяния, не хватало его дружеского голоса, который так часто раздавался в телефонной трубке в мои унылые, одинокие воскресные утра.
     - Чарли, приходи, вместе позавтракаем, а потом поплаваем, а потом пообедаем и посмотрим какую-нибудь картину? А?
     Да, мне очень не хватает его чудесной дружбы.
     Если бы меня спросили, в каком мужском обществе я предпочел бы вращаться, наверно, я выбрал бы людей своей профессии. Однако Дуглас был единственным актером, который стал мне близким другом. Встречаясь на голливудских приемах со звездами, я стал относиться к ним скептически, - может быть, попросту нас было там слишком много. И атмосфера там бывала не столько дружеской, сколько вызывающей на соревнование; стремясь привлечь к себе внимание, человек шел, словно сквозь строй, подвергаясь язвительной критике. Нет, звезды среди звезд дают мало света и еще меньше тепла.
     Писатели - милые люди, но они не из тех, кто охотно что-то дает другим. Они не любят делиться тем, что знают сами. Большей частью они прячут свое богатство в переплеты своих книг. Ученые могли бы стать чудесными друзьями, но одно их появление в гостиной парализует все ваши мысли. Художники обычно ужасно скучны - большинство из них стремится вас уверить, что они больше философы, чем художники. Поэты, несомненно, являются существами высшего класса - они приятны, терпимы и прекрасные товарищи. Но мне кажется все-таки, что легче всего дружить с музыкантами. По-моему, нет ничего теплее и трогательнее зрелища симфонического оркестра. Романтический свет пюпитров, настройка инструментов и внезапная тишина при появлении дирижера словно утверждают общественный, основанный на тесном сотрудничестве характер их искусства. Я вспоминаю, как однажды у меня за обедом кто-то из гостей, обсуждая вопросы мировой политики, заметил, что депрессия и безработица могут привести к духовному возрождению. И тут пианист Горовиц, тоже сидевший за столом, вдруг встал и сказал:
     - После этих слов мне захотелось сесть к роялю.
     Понятно, никто не стал возражать, и Горовиц исполнил Вторую сонату Шумана, и, мне кажется, никому и никогда не сыграть ее так, как он ее тогда сыграл.
     Перед самой войной я как-то обедал у Горовица - там были его жена, дочь Тосканини, Рахманинов и Барбиролли. Рахманинов выглядел необычно - в его внешности было что-то монашеское и в то же время что-то эстетское. Вечер был интимным, нас было всего пятеро.
     Боюсь, что всякий раз, говоря об искусстве, я даю ему новое толкование. А почему бы и нет? В тот вечер я сказал, что искусство - это избыток чувства плюс техническое совершенство. Кто-то перевел разговор на религию, и я признался, что я неверующий. Рахманинов быстро вмешался:
     - А как может существовать искусство без религии?
     На какое-то мгновение я смешался.
     - Я думаю, что мы говорим о разных вещах, - сказал я. - Я представляю себе религию, как веру в некую догму, а искусство, по-моему, основано больше на чувстве, чем на вере.
     - Так же, как и религия, - ответил Рахманинов.
     Я замолчал.

***

 
     Как-то у меня обедал Игорь Стравинский. И он предложил мне сделать вместе с ним фильм. Я придумал сюжет - фильм должен был быть сюрреалистическим. В модном ночном кабачке за столиками вокруг эстрады сидят группы и парочки, олицетворяющие земные пороки: за одним - алчность, за другим - лицемерие, за третьим - жестокость, а на эстраде показывают страсти господни. И пока распинают Иисуса, посетители кабака равнодушно смотрят на это зрелище, заказывают ужин, ведут деловые переговоры, просто скучают. Толпа, первосвященники и фарисеи, грозя кулаками кресту, кричат: «Если ты сын божий, сойди с креста и спаси самого себя!» И тут же рядом группа коммерсантов возбужденно обсуждает какую-то крупную сделку. Один из них нервно закуривает, посматривая на Спасителя и рассеянно пуская дым в его сторону.
     За вторым столиком другой коммерсант вместе с женой тщательно изучают меню. Но вот дама взглянула на распятие и нервно отодвинула свой стул подальше от сцены. «Не понимаю, зачем люди ходят сюда, - говорит она раздраженно. - Неприятное зрелище».
     «По-моему, неплохо придумано, - возражает ее муж. - Этот кабак едва не обанкротился, но они вовремя поставили здесь ревю. А теперь они не в убытке».
     «По-моему, это кощунство», - говорит жена.
     «Наоборот, это очень полезно, - возражает ей муж. - Люди, которые ни разу не были в церкви, приходят сюда и хоть здесь узнают кое-что о христианстве».
     Только сидящий в одиночестве пьяница под воздействием алкоголя воспринимает все происходящее по-иному и вдруг начинает рыдать. Он громко кричит:
     «Смотрите, они же распинают его! И никому до этого нет дела!»
     Он встает и умоляюще протягивает руку к кресту. Но тут сидевшая поблизости от него жена священника жалуется метрдотелю, и горько плачущего пьяницу выводят из кабачка, а он со слезами продолжает кричать:
     «Никому нет дела до него! Какие же вы после этого христиане!»
     - Видите, - сказал я Стравинскому, - его выгоняют, потому что он мешает зрелищу.
     Я объяснил ему, что спектакль страстей господних на эстраде ночного кабака должен показать, насколько цинично и формально исповедуется сейчас в мире христианская вера.
     Маэстро помрачнел.
     - Но это же кощунство! - сказал он.
     Я был удивлен и несколько смущен.
     - В самом деле? - удивился я. - Это не входило в мои намерения. Я полагал, что это просто критика отношения людей к христианству, но, может быть, импровизируя сюжет, я не очень четко выразил свою мысль.
     На том наш разговор и закончился, но несколько недель спустя я получил письмо от Стравинского, в котором он спрашивал, по-прежнему ли я согласен сделать вместе с ним фильм. Но к этому времени я уже несколько поостыл и был захвачен мыслью о собственном фильме.
     Ганс Эйслер как-то привел ко мне на студию Шенберга, невысокого человека, откровенного и довольно резкого, музыка которого приводила меня в восхищение. Я видел его на теннисных состязаниях в Лос-Анжелосе - он всегда сидел один на открытой трибуне в белой фуражке и тенниске. Он сказал, что ему понравились «Новые времена», но музыка очень плоха, и мне пришлось до некоторой степени согласиться с ним. Одно из его высказываний о музыке неизгладимо врезалось в мою память:
     - Я люблю звуки, прекрасные звуки.
     Ганс Эйслер рассказал мне забавную историю об этом замечательном композиторе. Ганс учился у него гармонии, и зимой, в самую стужу шел по снегу пять миль, чтобы к восьми утра явиться на урок к маэстро. Начинавший лысеть Шенберг усаживался за рояль, а Ганс, читая через его плечо ноты, начинал насвистывать мотив.
     «Молодой человек, - говорил маэстро, - не свистите. От вашего ледяного дыхания у меня зябнет голова».
     Во время съемок «Диктатора» я начал получать угрожающие письма, а когда фильм был закончен, количество их резко увеличилось. В некоторых из них мне угрожали, что в кинотеатры, в которых его начнут показывать, будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран, в других грозили скандалами. Сначала я думал обратиться в полицию, но потом решил, что это может отпугнуть зрителей. Кто-то из друзей посоветовал мне поговорить с Гарри Бриджесом, председателем союза портовых грузчиков.
     Я пригласил его пообедать у меня и откровенно объяснил ему причину приглашения. Зная, что Бриджес настроен против нацистов, я рассказал ему, что сделал антифашистскую комедию и теперь получаю угрожающие письма.
     - Хорошо бы, - сказал я, - пригласить на премьеру ну, скажем, человек двадцать-тридцать ваших грузчиков и рассадить их по всему залу, чтобы они могли вежливо утихомирить фашистских молодчиков, если те вздумают буянить.
     Бриджес рассмеялся.
     - Не думаю, Чарли, чтобы дело дошло до этого. У вас и среди публики найдется достаточно защитников, которые сумеют справиться с хулиганьем. А если эти письма в самом деле писали фашисты, они в любом случае побоятся пойти в открытую.
     Гарри рассказал мне в тот вечер интересную историю о забастовке в Сан-Франциско, когда он фактически был хозяином города, потому что все снабжение находилось под его контролем. Только больницы и дети получали все необходимое. Рассказывая мне об этой забастовке, он сказал:
     - Когда борьба идет за справедливое дело, людей не приходится убеждать. Достаточно лишь изложить факты - и люди сами принимают верное решение. Я предупредил своих: если они объявят забастовку, им грозит много неприятностей, а кое-кто, может быть, даже не увидит ее результатов. Но какое бы решение они ни приняли, я ему подчинюсь. Если бастовать, я буду в первых рядах - и все пять тысяч человек единогласно решили бастовать.
     «Диктатора» должны были показать в двух нью-йоркских кинотеатрах - в «Асторе» и в «Капитолии». В «Асторе» мы устроили предварительный просмотр для прессы. В тот вечер у меня обедал главный советник Франклина Рузвельта Гарри Гопкинс. После обеда мы вместе отправились на просмотр, но успели лишь ко второй половине картины.
     Любой просмотр комедии, устраиваемый для прессы, обладает одной характерной чертой: зрители смеются, словно против воли. И на этом просмотре смеялись точно так же.
     - Великолепная картина, - сказал мне Гарри, когда мы покидали кинотеатр. - Ее нужно было непременно сделать, но она не будет иметь успеха у зрителей. Она принесет вам только убытки.
     Поскольку я вложил в этот фильм два миллиона собственных денег и два года работы, его предсказания не вызвали у меня никакого восторга. Я сдержанно кивнул. Но, слава богу, Гопкинс ошибся. На премьере в «Капитолии» избранная публика пришла в полный восторг. Фильм демонстрировали в Нью-Йорке три месяца подряд в двух кинотеатрах, и он принес больше прибыли, чем любой из предыдущих.
     Однако отзывы прессы были очень разными. Большинство критиков было недовольно моей речью в конце фильма. Нью-йоркская «Дейли ньюс» писала, что я тыкал в зрителей «коммунистическим пальцем». Но, хотя большинство критиков протестовало против речи, утверждая, что она не соответствует характеру героя, зрителям она нравилась, и я получил множество писем с сердечными поздравлениями.
     Арчи Л. Мэйо, один из наиболее известных голливудских режиссеров, попросил у меня разрешения напечатать эту речь на своих поздравительных рождественских открытках. Я привожу его вступительную надпись и самую речь:
     «Если бы я жил во времена Линкольна, я послал бы, наверно, вам его речь в Геттисберге, потому что это был самый вдохновенный призыв той эпохи. Сегодня мы стоим перед новым кризисом, и другой человек - честный и искренний - сказал то, что он думает. Хотя я очень мало знаю его, то, что он сказал, глубоко меня взволновало. ...Мне хочется послать вам полный текст речи, написанной Чарльзом Чаплином, чтобы и вы могли разделить со мной выраженную здесь надежду.
     Заключительная речь из «Диктатора»
     Извините меня, но я не хочу быть императором. Не мое это дело. Я не хочу никем править, не хочу никого завоевывать. Мне бы хотелось, если возможно, помочь каждому- и еврею и не еврею, и черному, и белому.
     Мы все хотим помогать друг другу - так уж созданы люди. Мы хотим жить и радоваться счастью ближнего, а не его горю. Мы не хотим ненавидеть и презирать друг друга. В этом мире хватит места для всех. Наша добрая земля плодородна - она легко прокормит нас всех.
     Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с верного пути. Алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдания и кровопролитие. Мы все наращивали скорость, и заперли себя в темнице. Машины, которые дают изобилие, оставили нас в нужде. Наши знания сделали нас циничными, наша рассудительность сделала нас холодными и жестокими. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужна человечность больше, чем машины; и больше, чем рассудительность, нам нужна доброта и мягкость. Без этих качеств жизнь превратится в одно насилие, и тогда все погибло.
     Самолеты и радио сократили расстояния. Сама природа этих открытий требует от человека доброты, призывает ко всеобщему братству, к единению всех людей на земле. И даже сейчас мой голос достигает слуха миллионов во всем мире - миллионов отчаявшихся мужчин, женщин и маленьких детей, несчастных жертв той системы, которая заставляет пытать и заключать в тюрьму невиновных. Тем, кто может услышать меня, я говорю: «Не отчаивайтесь!» Бедствие, которое нас постигло, порождено судорогами алчности - озлоблением людей, которые боятся прогресса человечества. Но и ненависть людская преходяща, диктаторы погибнут, а власть, которую они отняли у народа, вернется к народу. И до тех пор, пока люди умирают за нее, свобода не погибнет.
     Солдаты! Не поддавайтесь этим бестиям, которые презирают вас, делают вас рабами, управляют вашей жизнью, приказывают вам, что делать, о чем думать и как мыслить! Тем, кто муштрует вас, сажает вас на паек, обращается с вами, как со скотом, и использует вас, как пушечное мясо! Не поддавайтесь этим чудовищам, людям-машинам, с механическим умом и механическим сердцем! Вы не машины! Вы люди! С любовью к человечеству, которая живет в ваших сердцах, нельзя ненавидеть! Ненавидят лишь те, кого никто не любит, - лишь нелюди и нелюбимые!
     Солдаты! Не сражайтесь за рабство! Деритесь за свободу! В семнадцатой главе Евангелия от Луки сказано, что царствие божие внутри нас - не в одном человеке, не в особой группе людей, а во всех людях! В вас! Вы, люди, обладаете властью - властью создавать машины! Властью создавать счастье! Вы, люди, обладаете властью сделать жизнь свободной и прекрасной, сделать эту жизнь изумительным приключением. И поэтому, во имя демократии, давайте используем эту власть, давайте объединимся! Давайте вместе бороться за новый мир, за хороший мир, который даст людям возможность работать, который даст юным будущее, а старым обеспеченность.
     С помощью таких обещаний пришли к власти звери. Но они лгут! Они не выполняют своих обещаний и никогда не выполнят! Диктаторы освобождают себя, но порабощают народы. Давайте бороться за освобождение мира, за уничтожение национальных барьеров, за уничтожение алчности, ненависти и нетерпимости. Давайте бороться за мир разума, за мир, в котором наука и прогресс создадут всеобщее счастье! Солдаты, объединимся во имя демократии!
     Ханна, ты слышишь меня? Где бы ты ни была, посмотри в небо! Посмотри, Ханна! Тучи рассеиваются! Сквозь них прорывается солнце! Мы выходим из мрака на свет! Мы входим в новый мир, и он добрее, - в мир, где люди преодолеют свою алчность, ненависть и жестокость. Посмотри в небо, Ханна! Душе человека даны крылья, и он, наконец, взлетает в небо! Он летит навстречу радуге - свету надежды! Выше голову, Ханна! Взгляни в небо!»
     Через неделю после премьеры я был приглашен на завтрак к владельцу «Нью-Йорк таймс» Артуру Сульцбергеру. Меня проводили на самый верхний этаж здания редакции в апартаменты издателя. В гостиной стояла кожаная мебель, на стенах висели картины и фотографии. Около камина, украшая его своим августейшим присутствием, стоял бывший президент США Герберт Гувер, высокий человек с чопорным выражением лица и с очень маленькими глазками.
     - Мистер президент, это Чарли Чаплин, - представил меня Сульцбергер.
     На морщинистом лице Гувера появилась улыбка:
     - Как же, - сказал он любезно, - мы ведь встречались много лет назад.
     Я был удивлен, что мистер Гувер это помнит, - в то время он готовился занять место в Белом доме. Он прибыл на обед для представителей прессы в отель «Астор», и меня тоже привел туда кто-то из членов клуба, чтобы подать как бы в виде гарнира перед речью мистера Гувера. Я был подавлен тогда неприятностями развода и, кажется, встав, промямлил что-то о том, что я плохо разбираюсь в государственных делах, думая при этом, что столь же плохо я разбираюсь в своих личных делах. Несколько минут я нес такую околесицу, а потом сел. Меня представили мистеру Гуверу; кажется, я сказал: «Здравствуйте!» - и, по-моему, этим и ограничилось наше знакомство.
     Гувер читал свою речь по рукописи, откладывая лист за листом. Прошло полтора часа, и слушатели уже с тоской поглядывали на эту кипу бумаги. После двух часов перед ним лежали две одинаковые стопки листов. Иногда он пропускал с десяток, откладывая их в сторону. Это были светлые мгновения! Но так как ничто не вечно под луной, то и речи Гувера пришел конец. Он очень деловито собрал все свои листки, я улыбнулся и хотел было поздравить его с такой речью, но он решительно прошел мимо, не заметив меня.
     И вот сейчас, после многих лет, успев побыть за это время президентом, Гувер стоял, опершись о камин, и с непривычным для него добродушием поглядывал на окружающих. Нас было двенадцать человек, и мы сели завтракать за большой круглый стол. Меня предупредили, что такие завтраки устраиваются лишь для самых избранных.
     Существует особый тип американских чиновников, в их присутствии я чувствую свою неполноценность. Это высокие, красивые мужчины, безупречно одетые, спокойные и ясно мыслящие, которым все в жизни понятно. Громкими и отчетливыми металлическими голосами они говорят о человеческих делах математическими формулами, вроде: «Организационные процессы, наблюдаемые в ежегодной схеме безработицы...» - и так далее и тому подобное. Именно такие типы сидели сейчас за столом, и выглядели они грозно и неприступно, подобно вздымающимся ввысь небоскребам. Единственным человеческим существом была Энн О'Хара Маккормик - блестящая и обаятельная женщина, известный политический обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс».
     Атмосфера за завтраком была довольно официальная, и разговаривать было трудно. Все присутствующие называли Гувера «мистер президент», причем чаще, чем это было необходимо. Постепенно мне становилось ясно, что меня пригласили неспроста. Сульцбергер не оставил на этот счет никаких сомнений. Выбрав подходящий момент, он обратился к Гуверу:
     - Мистер президент! Не расскажете ли вы нам о вашей предполагаемой миссии в Европу?
     Гувер положил нож и вилку, задумчиво прожевал кусок и начал говорить о том, что, видимо, занимало его мысли все время завтрака. Говорил он, глядя в тарелку, но время от времени искоса поглядывая то на Сульцбергера, то на меня.
     - Все мы знаем, в каком плачевном состоянии находится сейчас Европа, знаем, что там с каждым днем усиливаются нищета и голод. Положение настолько серьезное, что мне удалось убедить Вашингтон в необходимости оказания ей немедленной помощи. (Я понял, что под Вашингтоном подразумевается президент Рузвельт.) И тут он стал перечислять факты, цифры и результаты своей миссии во время первой мировой войны, когда «мы кормили всю Европу».
 

О фильмах

 Новые времена ( Modern Times)

Фильм о судьбе маленького человека, раздавленного капитализмом.
Он начинается с изображения того, как гонят свиней на бойню. Затем камера показывает рабочих, приехавших на метро на большой современный капиталистический завод. Аналогия проста и гениальна.  Их сгоняют так же, как и свиней. Голод управляет их жизнями, страх голодной смерти превращает людей в покорных животных, в свиней. А ведь возможно и другое. Советский завод делает человека большим и гордым, машины подчиняются ему, он развивает свои способности, добивается уважения окружающих. Он горд и силен...

Маленький человек, которого играет Чарли Чаплин, работает на конвейере, целый день выполняя одно однообразное движение. Он двумя гаечными ключами закручивает гайки. Наглядно и убедительно изображен человек, превращенный в придаток машины. Конвейер полностью завладел человеком, подчинил его своей воле. Даже от мухи некогда отбиться. У животного для этой цели хвост, а что делать человеку - рабу машины? Мало того, что в нем раздавлено все человеческое - никому не нужны его способности, его чувства, так еще и отмахнуться от мухи невозможно - руки полностью заняты!
 

«Король в Нью-Йорке» (англ. A King In New York) — кинофильм Чарльза Чаплина, вышедший на экраны в 1957 году.

Король Шадов (Чарльз Чаплин) после революции в своей стране уезжает в Нью-Йорк. Оставшись без средств к существованию, он вынужден сниматься в рекламе. Во время визита в одну из школ король знакомится с Рупертом Макаби (Майкл Чаплин) — сыном американских коммунистов. Король обвиняется в связях с коммунистами, и предстаёт перед слушаниями Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Фильм показывает лицо истинной демократии, которая есть не что иное, как диктатура буржуазии.  Гонения коммунистов, издевательства над детьми. Запрещение Коммунистической партии тогда, когда она была опасна режиму...
 
«Месье Верду» (англ. Monsieur Verdoux) — криминальная трагикомедия Чарли Чаплина. В титрах жанр обозначен как «комедия убийств».

"В наши дни многие занимаются большим бизнесом. Войны, вооружённые конфликты - это тоже бизнес. Только одиночный убийца становится злодеем, а миллионы, в своей массе, героями. Разве у нас не готовят всевозможные орудия массового истребления? Разве у нас не разносят на куски ничего не подозревающих женщин и детей, проделывая это строго научными способами?..".

 
«Малыш» (англ. The Kid, 1921) — культовый американский немой фильм, первая полнометражная режиссёрская работа Чарли Чаплина.



Категория: Культура | Просмотров: 1336 | Добавил: kvistrel | Теги: кинозал, Чарли Чаплин, наше кино
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина Союзмультфильм дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс наука США классовая война коммунисты для детей театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм приключения рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2021