Меню сайта
...
Категории раздела
Коммунизм [1056]
Капитализм [147]
Война [459]
В мире науки [86]
Теория [800]
Политическая экономия [38]
Анти-фа [68]
История [575]
Атеизм [38]
Классовая борьба [410]
Империализм [182]
Культура [1087]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [60]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [70]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [335]
Биографии [11]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Март » 28 » 28 (16) марта 1868 года - родился великий пролетарский писатель Максим Горький
07:00

28 (16) марта 1868 года - родился великий пролетарский писатель Максим Горький

28 (16) марта 1868 года - родился великий пролетарский писатель Максим Горький

Ленин в 1918 году

02:05:27


 

28 (16) марта 1868 года - родился великий пролетарский писатель Максим Горький
 
 
    Максим Горький (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, — 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма (См. Социалистический реализм), родоначальник советской литературы. Отец Максима Горького — столяр-краснодеревец М. С. Пешков, матьВ. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Максим Горький подростком начал тяжёлую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888—1889 и 18911892 странствовал по России.
         12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Войти в литературу Максиму Горькому помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах 90-х гг. Максим Горький бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 13, 189899) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.
         Выразитель революционного подъёма рабочего класса, уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 в. В реалистических рассказах о народеКоновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Максим Горький изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости инезрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Максима ГорькогоСтаруха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу.
         Идейно-общественные искания привели Максима Горького в конце 19начале 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской «Искры», участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации Максим Горький призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин в «Искре» (См. Искра) протестовал против преследований «европейски знаменитого писателя...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).
         На рубеже 1920 вв. в романах и пьесах Максима Горького начинается формирование социалистического реализма. В романе «Фома Гордеев» (1899) Горький дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе «Трое» (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 18991900 Горький знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне». Вокруг издательства «Знание» Горький объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).
         В годы революционного подъёма постановки пьес Максима Горького стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах» (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, Горький показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе СатинаНа дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Горький воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.
         Горький принял активное участие в революционных событиях 1905 года. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь», руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Горький и Ленин. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 в Москве Горький снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии Горький нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку русской революции. Очерки и памфлеты Максима Горького «В Америке» и «Мои интервью» (оба1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии.
         В годы Революции 19051907 Горький создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) Горький впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Горьким отметил своевременность романа (см. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов.
         В 19061913 Горький жил в Италии, на острове Капри. В годы реакции он сблизился с группой «Вперёд» (См. Группа Вперёд). Ошибочное увлечение Горького «богостроительством» сказалось в повести «Исповедь» (1908). Ленин в письмах к Горькому подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мираПоследние», 1908; «Васса Железнова», 1-я ред., 1910; «Городок Окуров», 1909) сочетались у Горького с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую средуЛето», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 19101911). Ленин высоко оценил «Сказки об Италии» (19111913) (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Горький показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника «По Руси» (19121916). В сатирических «Русских сказках» (1912 и 1917) Горький осмеивал черносотенство, шовинизм, «кладбищенскую литературу» декадентов. Лучшее в творчестве Горького 1910-х гг. — автобиографические повести «Детство» и «В людях» (опубликованы в 19131916). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.
         В 1913 Горький вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». Горький осудил начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоенный журнал «Летопись», руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299300).
         В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Горький недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли» (опубликован в 1917—1918 в полуменьшевистской газете «Новая жизнь», которую Горький редактировал). Эта позиция вызвала решительную критику Ленина, который помогал Горькому найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Горький не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 2427; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 30102, и др.). В 19181921 Горький активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства «Всемирная литература» и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Горький помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 19191920 призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Горький говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Горький присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна.
         Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Горький организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Горького (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922О русском крестьянстве», выступление против приговора по делу эсеров).
         В 1922 Горький написал повесть «Мои университеты» — 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В. И. Ленин» (1924—1931) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Горькому принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Горький приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Горький был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серииНаши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.).
         1930-е гг. — время нового расцвета драматургии Горького. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.
         Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Горькогомонументальный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (192536; 4-я часть не была завершена). В этой «...движущейся панораме десятилетий» (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романаразоблачение «самгинщины», буржуазного индивидуализма. В «самгинщине» типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.
         Великий художник слова, Горький был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Горького о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920начале 1930-х гг., завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Горький определял его как «...реализм людей, которые... перестраивают мир...», и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое «...с высоты... целей будущего» (статьи 1933 «О кочке и точке», «О социалистическом реализме», Собр. соч., т. 27,1953, с. 44, 12). Горький неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека.
         Величие и мировое значение творчества Горького в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Горького оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Горького в искусство нового мира.
         Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о Горьком как пролетарском писателе, который «...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Горького. Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 2030-х гг. (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.
         Горький похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы г. Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Г. в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской области УССР.
         Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 125, М. -— Л., 1933-34; Собр. соч., т. 130, М., 194956; Архив А. М. Горького, т. 113, М., 193971; Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963, т. 72, М., 1965.
         Лит.: Биография, документы, воспоминания: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, 3 изд., М., 1969; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 14, М., 195860; Груздев И. А., Горький и его время. 18681896, 3 изд., М., 1962; его же, Горький, М., 1958; М. Горький в воспоминаниях современников, М., 1955.
 
         О творчестве: М. Горький. Материалы и исследования, т. 14, М. — Л., 193451; Горьковские чтения, т. 110, М., 194068; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, 2 изд., Л., 1938; его же, Горький и национальные литературы, М., 1946; Белкина Н. П., В творческой лаборатории Горького, М., 1940; Касторский С. В., «Мать» Горького. Творческая история повести, Л., 1940; его же, Горький-художник. Очерки, М. — Л., 1963; История русской литературы, т. 10, М. — Л., 1954; Новиков В. В., Творческая лаборатория Горького-драматурга, М., 1965; Панков В., Советская действительность в изображении Горького, 2 изд., М., 1957; Волков А. А., М. Горький и литературное движение советской эпохи, М., 1958; его же, Путь художника. Максим Горький до Октября, М., 1969; Горький в эпоху первой русской революции, М., 1955; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма, М., 1958; Муратова К. Д., М. Горький в борьбе за развитие советской литературы, М. — Л., 1958; Наумов Е. М., М. Горький в борьбе за идейность и мастерство советских писателей, М., 1958; Десницкий В., М. Горький. Очерки жизни и творчества, М., 1959; Юзовский Ю. М., Горький и его драматургия, М., 1959; Бялик Б. А., М. Горькийлитературный критик, М., 1960; его же, Горькийдраматург, М., 1962; Нович И., Художественное завещание Горького «Жизнь Клима Самгина», 2 изд., М., 1968; Овчаренко А. И., Публицистика М. Горького, 2 изд., М., 1965; Бурсов Б., Роман М. Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма, [3 изд.], М. — Л., 1962; Тагер Е., Творчество Горького советской эпохи, М., 1964; Луначарский А. В., М. Горький, Собр. соч., т. 2, М., 1964; Максимова В. А., Горькийредактор, М., 1965; М. Горький и его современники, Л., 1968; М. Горький и литературы зарубежного Востока, М., 1968; Михайловский Б. и Тагер Е., Творчество М. Горького, 3 изд., М., 1969; Михайловский Б. В., Творчество М. Горького и мировая литература, М., 1965.
         Библиография: Балухатый С. Д., Литературная работа М. Горького, М. — Л., 1936; Описание рукописей М. Горького, под ред. И. П. Ладыжникова и Е. Ф. Розмирович, т. 1, М. — Л., 1948; Балухатый С. Д., Критика о М. Горьком. 18931932, Л., 1934; Балухатый С. Д. и Муратова К. Д., Литературная работа М. Горького. Дополнительный список. 18891937, М. — Л., 1941; Произведения М. Горького в переводах на иностранные языки, М., 1958 (Библиографич. указатель); Русская литература конца XIXначала XX века. Библиографич. указатель, т. 1, М. — Л., 1963.
         Б. В. Михайловский.


1



Категория: Культура | Просмотров: 873 | Добавил: kvistrel | Теги: Биография, пролетарская культура, литература, Горький, культура, СССР, кинозал, наше кино, кино
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар Парижская Коммуна учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс МАРКС наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь песни комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2018