Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1063]
Капитализм [153]
Война [470]
В мире науки [86]
Теория [831]
Политическая экономия [54]
Анти-фа [68]
История [583]
Атеизм [39]
Классовая борьба [410]
Империализм [182]
Культура [1139]
История гражданской войны в СССР [209]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [60]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [70]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [412]
Биографии [12]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [5]
Главная » 2019 » Сентябрь » 26 » 15 сентября 1959 г. звания «НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР» была удостоена артистка балета, прима-балерина Большого театра — МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ
07:35

15 сентября 1959 г. звания «НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР» была удостоена артистка балета, прима-балерина Большого театра — МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

15 сентября 1959 г. звания «НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР» была удостоена артистка балета, прима-балерина Большого театра — МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

Кармен-сюита

00:48:34

Лебединое озеро (1976)

02:01:25

Балет Анна Каренина

01:15:58

Балет "Дама с собачкой"

00:50:05

Бахчисарайский фонтан

00:25:17

Балет "Чайка". Постановка М.Плисецкой.

01:25:02

"Фантазия" Анатолия Эфроса по повести И.С.Тургенева. В главной роли - Майя Плисецкая (1976)

01:05:10

Сказка о Коньке - Горбунке

01:20:49

Анна Каренина


 

 

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) , советская артистка балета, народная артистка СССР (1959). В 1943 окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е. П. Гердт, М. М. Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра.

Первая главная партия — Маша («Щелкунчик» Чайковского, 1944). В пластике Плисецкой танцевальное искусство достигает высокой гармонии («Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса и др.); она нашла новые грани интерпретации музыки П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, Ж. Бизе.

Артистической индивидуальности Плисецкой близки и лирические, и героические партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» Прокофьева), Раймонда («Раймонда» Глазунова), Китри («Дон Кихот» Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Кармен («Кармен-сюита» на музыку Бизе — Щедрина), Анна Каренина («Анна Каренина» Щедрина) и др.

В танце Плисецкой сочетает лучшие традиции русской хореографической культуры и новаторские устремления советских хореографов.

В 1972 совместно с И. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым поставила балет «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому) в Большом театре.

Гастролировала в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и других странах.

 

Ленинская премия (1964).

Награждена орденом Ленина и медалями.

 

Лит.: Рославлева Н., Майя Плисецкая, М., 1968.

Н. Е. Аркина.

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо».

Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии.

С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы.

Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра.

В 1967 году сыграла роль Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина» режиссёра Александра Зархи. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж).

Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне)[19], «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же) и «Болеро» (начиная с 1978 года), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо) и номер «Ave Maya» (1995).

Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро[es] «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт».

Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии.

Репертуар

Большой театр

1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского

1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена

1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского

1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского

1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса

1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана

1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова 21 ноября

1945 — Фея Осени*, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров

1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского

1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева

1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки

1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса

1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина

1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского

1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский

1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского

1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский

29 января 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)

1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани

1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев

1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)

1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский)

1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева

1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон

1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского

1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)

30 марта 1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)

1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина

20 апреля 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)

1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна

13 июня 1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)

27 мая 1980 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)

20 ноября 1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)

На других сценах

1973 — Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет

1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)

1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети

28 декабря 1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло

1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)

19 декабря 1978 — Леда, «Леда» (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»

1983 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)

1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)

1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)

1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро[es]

1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну[fr], театр «Эспас-Карден[fr]», Париж

1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)

 

Фильмография

Роли

1951 — Большой концерт — Одетта (из балета «Лебединое озеро»)

1953 — Мастера русского балета (фильм-балет) — Зарема (сцены из балета"Бахчисарайский фонтан", Мария — Г. Уланова, хан Гирей — П. Гусев)

1957 — Лебединое озеро (фильм-балет) — Одетта-Одилия

1959 — Хованщина (фильм-опера) — пленная персиянка

1961 — Сказка о Коньке-Горбунке (фильм-балет) — Царь-девица

1964 — Голубой огонёк-

1963 (фильм-концерт)

1964 — Соберите Венеру (музыкальный фильм)

1965 — Новогодний календарь (музыкальный фильм)

1967 — Анна Каренина, режиссёр А. Зархи — Бетси Тверская

1969 — Самая высокая… (музыкальный фильм)

1969 — Балерина (фильм-спектакль) — главная роль

1969 — Новогоднее похищение (фильм-концерт) — балерина Плисецкая

1969 — Чайковский, сценарист и режиссёр И. Таланкин — Дезире Арто

1974 — Анна Каренина (фильм-балет) — Анна Каренина

1976 — Фантазия (фильм-балет), режиссёр А. Эфрос — Полозова (Санин — А. Бердышев)

1977 — Поэзия танца («Болеро», «Айседора» М. Бежара) (фильм-балет) — главная роль

1978 — Кармен-сюита (фильм-балет), режиссёр Ф. Слидовкер — Кармен

1980 — Большой балет (фильм-концерт)

1982 — Чайка (фильм-спектакль) — главная роль

1985 — Зодиак (телефильм) — Муза

1986 — Дама с собачкой (фильм-спектакль) — Анна Сергеевна

 

Участие в фильмах

1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)

1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)

1964 — Майя Плисецкая (документальный) (режиссёр В. Катанян)

1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)

1985 — Урок тьмы (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)

1986 — Агриппина Ваганова (документальный)

1987 — Майя Плисецкая — знакомая и незнакомая (документальный) (режиссёр Б. Галантер)

1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)

1999 — Майя Плисецкая. Танцуя музыку (документальный)



Категория: Культура | Просмотров: 22 | Добавил: lecturer | Теги: советский балет, Плисецкая, наше кино, кинозал, балет, Советское кино, кино, театр, культура, музыка
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика китай Пушкин советская культура кино классовая борьба красная армия диалектика классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве научный коммунизм Ленинизм музыка Карл Маркс Биография философия украина дети Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война Энгельс МАРКС наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя съезды партии сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2019