Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [935]
Капитализм [132]
Война [432]
В мире науки [61]
Теория [656]
Политическая экономия [7]
Анти-фа [48]
История [492]
Атеизм [37]
Классовая борьба [394]
Империализм [179]
Культура [982]
История гражданской войны в СССР [170]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [19]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [44]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [159]
Биографии [7]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [25]
Экономический кризис [5]
Главная » 2017 » Октябрь » 7 » ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА в 50-80-х г. XX в. Болгария, Румыния, Чехословакия, Германия, Албания, Вьетнам, Корея, Куба, Лаос, Монголия
09:01

ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА в 50-80-х г. XX в. Болгария, Румыния, Чехословакия, Германия, Албания, Вьетнам, Корея, Куба, Лаос, Монголия

ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА в 50-80-х г. XX в. Болгария, Румыния, Чехословакия, Германия, Албания, Вьетнам, Корея, Куба, Лаос, Монголия

Дорога в тысячу ли

01:10:59

Приказ № 027 / Myung-ryoung 027 ho (КНДР, 1986).

01:17:14

Братья (СССР-КНДР, 1957 г.).

01:33:42

Его зовут Сухэ-Батор

01:10:25

 

 1. Болгария

 

В декабре 1948 г. состоялся V съезд Болгарской коммунистической партии (БКП ), на котором была разработана генеральная линия построения социализма в стране, а также было предложено провести индустриализацию страны и социалистическое преобразование сельского хозяйства. С 1949 по 1965 г. Болгария осуществила четыре пятилетних плана, добилась значительных достижений, которые позволили ей начать превращение из отсталой аграрной страны в индустриально-аграрную. Вначале Болгария была подвержена влиянию Советского Союза, управление экономикой осуществлялось централизованно, что сыграло определенную роль в быстром восстановлении национальной экономики. Однако по мере развития экономики стали постепенно обнаруживаться пороки централизованного управления, а права предприятий были слишком ограниченны, что серьезно влияло на активность и инициативу в осуществлении производственной деятельности.

С конца 1959 г. Болгария начала реформу высокоцентрализованной системы управления. В мае 1963 г. было опубликовано постановление о реорганизации планирования и системы руководства национальной экономикой, и в апреле 1964 г. 50 предприятий стали экспериментальными площадками осуществления новой системы. На основе практики, полученной в результате проведенного эксперимента, в декабре 1965 г. были официально приняты основные положения «новой системы планирования национальной экономики и работы по ее руководству». С 1966 г. «новая система управления национальной экономикой» стала реализовываться в таких отраслях, как промышленность, коммуникации, транспорт, торговля и строительство. Основное содержание новой системы состояло в следующем: совершенствование системы планирования, уменьшение показателей директивного плана; получение предприятиями права вести независимый хозрасчет и переход их на систему полной самоокупаемости; использование методов экономического стимулирования для того, чтобы связать  вознаграждение за труд с конечными результатами экономической деятельности; гибкое использование таких экономических рычагов, как цены, прибыль, кредиты, налоги, контракты, валюта; создание новых производственных связей и новых контрактных организаций, стали придавать ббльшее значение активному влиянию торговли на производство; осуществление отраслевого руководства в национальной экономике — создание государственных экономических объединенные компаний. В июне 1968 г. на пленуме ЦК Болгарской коммунистической партии были подведены итоги «пробного опыта» и было решено с 1 января 1969 г. ввести «новую систему» во всех отраслях экономики и экономической деятельности в масштабе всей страны. На пленуме было подчеркнуто, что основным направлением в развитии экономики Болгарии должно быть проведение «централизации и интенсификации производства» на основе специализации, а пропорции в отношениях между экономическими структурами и экономическим развитием должны определяться центральной властью в соответствии с целями и задачами политики партии, а также государственного плана. Кроме этого, в Болгарии также придавалось большое значение реформе системы управления сельским хозяйством, твердо придерживались системы планирования, но одновременно использовались рыночные механизмы, соединяя административные и экономические методы. Эта реформа экономической системы продолжалась с середины 1960-х до середины 1970-х годов. И хотя она принесла определенные плоды, однако все еще существовали чрезмерная централизация власти и широкое использование административных мер; не удалось также в принципе преодолеть такие недостатки, как низкая экономическая эффективность и излишние траты.

После 1978 г. Болгария, опираясь на результаты, полученные в ходе практики и реформ, обобщив полученный опыт, начала повсеместное внедрение новой экономической системы. В 1978 г. на национальной конференции Болгарской коммунистической партии была принята резолюция о «совершенствовании организации труда при социализме и улучшении системы руководства экономикой», согласно которой в течение четырех лет должен был быть реализован новый экономический механизм во всех отраслях национальной экономики. В октябре 1981 г. руководство Болгарии подчеркнуло, что форма государственной собственности и форма кооперативной собственности начинают приближаться друг к другу и сливаться друг с другом, что государство является собственником социалистического имущества, а управляющими социалистическим имуществом являются производственные коллективы и трудящиеся. Для того чтобы разделить право собственности на социалистическое имущество и право на осуществление хозяйственной деятельности, было необходимо создать новые механизмы управления экономикой. И в конце 1981 г. в Болгарии 19 экономических законов были соединены в единое целое и утвержден единый закон для управления экономикой, известный как «правила функционирования механизма экономики». С 1 января 1982 г. во всех социальных и экономических сферах страны стала повсеместно реализовываться «новая экономическая система».

Реформа экономической системы Болгарии в определенной степени помогла смягчить противоречия, возникшие в связи с высокоцентрализованной системой управления, способствовала экономическому и социальному развитию страны. С 1956 по 1985 г. валовой внутренний продукт Болгарии вырос в 7 раз, основной капитал национальной экономики увеличился в 9 раз, производительность общественного труда выросла в 7,4 раза. Уже в 1985 г. в среднем на одного человека приходилось более тонны продовольствия, страна с избытком обеспечивала себя продовольствием и другой сельскохозяйственной продукцией. В это время Болгария занимала примерно 30-е место в мире по уровню ВВП на душу населения.

С середины 80-х годов XX в. Болгария постепенно углубляла свое понимание социализма, возникло мнение, что строительство «развитого социалистического общества» займет больше времени, чем предполагалось, поэтому ранее было принято решение о дальнейшем осуществлении реформ. Однако под влиянием «нового мышления» М. Горбачева и ударов со стороны этой идеологии в обществе усилилась анти-правительственная деятельность. Внутри партии постоянно возникали расхождения и противоречия, политическая и экономическая ситуация в Болгарии стала ухудшаться.

 

2. Румыния

 

В 1948 г. Румыния определила политический курс на национализацию промышленности и осуществление социалистических преобразований в сельском хозяйстве. К началу 50-х годов XX в. Румыния постепенно провела национализацию предприятий и коллективизацию сельского хозяйства, утвердила курс на создание высокоцентрализованного управления плановой экономической системой и приоритетность развития тяжелой промышленности. В 1953 г. руководитель Румынской рабочей партии Георге Георгиу-Деж осознал недостатки копирования советской модели и начал ослаблять контроль над сферой экономики, стал подчеркивать роль коллективного руководства и больше внимания уделять вопросам жизни народа. В результате осуществления двух пятилетних планов (с 1955 по 1965 г.) государственный и коллективный секторы стали ведущими в национальной экономике, они составляли 99,7% валовой внутренней продукции промышленности, что означало полную победу социалистических преобразований.

22 марта 1965 г. Николае Чаушеску занял пост Первого секретаря Румынской рабочей партии. После вступления в должность Н. Чаушеску разработал несколько установок и мер, направленных на совершенствование социалистической демократии, и изменил внешнюю политику Румынии, которая первоначально полностью ориентировалась на Советский Союз, сделал упор на независимость и самостоятельность страны. Все это позволило ему быстро завоевать сердца людей и значительно повысить свой политический авторитет в стране. В июле 1965 г. состоялся VII съезд Румынской рабочей партии, на котором она была переименована в Румынскую коммунистическую партию (РКП ), было объявлено, что Румыния «вступает в новый этап всеобщего развития социалистического общества», и поставлена задача как можно быстрее осуществить социалистическую индустриализацию. В августе того же года Великое национальное собрание Румынии приняло новую конституцию, где было подчеркнуто, что национальная экономика является социалистической экономикой, основанной на социалистической собственности на средства производства, что государственная и кооперативная формы собственности являются основными социалистическими формами собственности. Страна была переименована в Социалистическую Республику Румынию.

В декабре 1967 г. в Румынии был опубликован Закон об усовершенствовании управления и планирования национальной экономики, который стал прологом к первой реформе в стране. В содержание всесторонней реформы входило: реформа системы планирования, уменьшение плановых показателей, определяемых центральной властью, укрепление в планировании прогностической работы; расширение полномочий местных органов власти и предприятий для стимулирования их экономической активности, создание демократической структуры управления предприятиями, увеличение прав рабочих на участие в управлении; реформирование системы кредитования, развитие прямых отношений между предприятиями и банками; создание промышленных центров, отвечающих за специализацию производства и координацию деятельности между предприятиями; создание государственных сельскохозяйственных предприятий, а также увеличение числа долгосрочных контрактов, касающихся закупки сельскохозяйственных продуктов. Хотя все эти меры и оживили методы и способы государственного управления экономикой и принесли на практике определенные результаты, однако они в принципе не затронули высокоцентрализованную систему.

С 1970 по 1980 г. Румыния осуществила два пятилетних плана, в которых преимущество отдавалось курсу на быстрое развитие тяжелой промышленности и высокое накопление. Стратегия приоритета развития тяжелой промышленности способствовала энергичному развитию экономики и процветанию промышленности, но она вызвала дисбаланс в структуре экономики и нехватку товаров повседневного спроса, что повлияло на скорость экономического развития. С середины 70-х годов XX в. рост экономики стал снижаться. Для того чтобы сохранить темпы развития, Румыния в широких масштабах начала брать кредиты у западных стран, взвалив на себя тяжелое бремя задолженности. Для погашения долгов Румыния разработала строгую политику сокращения расходов, что серьезно повлияло на уровень жизни народа и активность в производственной сфере.

В последний период своего правления Николае Чаушеску отказывался проводить реформы, что привело к накоплению совершавшихся в течение многих лет ошибок, которые не исправлялись. Он также был сторонником авторитарной власти и культа личности, многие важные решения, принимаемые им, не учитывали интересы и мнения масс, что постепенно привело к утрате им доверия народа. С середины 80-х годов XX в. в Румынии возникают серьезные экономические трудности, день ото дня начинают обостряться социальные противоречия.

 

3. Чехословакия

 

В мае 1948 г. Коммунистическая партия Чехословакии при поддержке Советского Союза добилась права руководить страной. В начале Чехословакия в основном копировала советскую модель, что привело к чрезмерной концентрации власти, дисбалансу в структуре экономики, замедлению темпов улучшения жизни народа.

С 1949 г. Чехословакия начала осуществлять первую пятилетку, в которой приоритет был отдан развитию тяжелой промышленности, была осуществлена модернизация оборудования в промышленности, сельском хозяйстве, связи и на транспорте, наложены ограничения на развитие частных мелких предприятий и частную экономику. В первой пятилетке были достигнуты довольно успешные результаты, промышленность Чехословакии развивалась стремительно, в период с 1949 по 1953 г. среднегодовой национальный производственный доход вырос на 9,7%, среднегодовой темп роста промышленного производства составил примерно 14,1%. Однако под влиянием Советского Союза в 1951 г. Чехословакия внесла изменения в первоначальные планы, значительно повысив плановые показатели. В результате были не только не выполнены первоначально намеченные показатели, но и возникли диспропорции в национальной экономике, это привело к тому, что темпы роста производства потребительских товаров стали намного отставать от темпов роста средств производства промышленности, замедлилось развитие сельско-хозяйственного производства, на рынке произошло превышение спроса над предложением, стало расти недовольство народных масс. В июне 1953 г. произошли серьезные забастовки рабочих на автомобильном заводе «Шкода», которые повлекли за собой беспорядки. Принимая во внимание все эти обстоятельства, в сентябре 1953 г. компартия Чехословакии приняла решение остановить осуществление измененного пятилетнего плана и в течение двух лет занималась упорядочиванием экономики.

В 1954 г. на X съезде Коммунистической партии Чехословакии (КП Ч ) система управления экономикой была подвергнута критике. В 1956 г. КПЧ решила упростить систему управления экономикой и постепенно стала передавать полномочия нижестоящим органам. В это время в социалистическом лагере одно за другим произошли три важных события: в феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС, в июне и октябре произошли познаньские события и октябрьские события в Польше, а в октябре того же года вспыхнули события в Венгрии. Все это сильно потрясло Чехословакию и вызвало в ней мощный резонанс. Под внутренним и внешним давлением руководитель КПЧ Антонин Новотный принял решение провести упорядочение системы управления экономикой. В феврале 1968 г. состоялся пленум ЦК, на котором было выдвинуто предложение провести реформу системы управления национальной экономикой. Например, было предложено сократить уровни управления, показатели ВВП поменять на показатели производительности труда, дать предприятиям определенную самостоятельность, повсеместно ввести систему поощрений, стимулировать деятельность предприятий и рабочих, учитывая их материальные интересы. С помощью этой реформы Чехословакии удалось поднять производительность труда, национальный доход приобрел стабильность и начал расти. Однако все эти преобразования не затронули высокоцентрализованной системы управления экономикой, к тому же под влиянием Советского Союза в Чехословакии заявили, что страна переходит на новый этап — этап развитого социализма, ведущий к коммунизму, были поставлены слишком высокие цели, не соответствующие реальности, что привело к новым экономическим трудностям. КПЧ полагала, что проблемы в экономике возникли из-за реформы управления, поэтому в начале 60-х годов XX в. партия приняла решение отказаться от реформы и восстановить централизованную систему.

Во время осуществления третьего пятилетнего плана (1961-1965) среднегодовой темп роста национального дохода Чехословакии вырос всего лишь на 2%, поэтому внутри страны стало все больше раздаваться призывов к проведению реформ. Хотя после этого КПЧ выдвинула ряд мер по реформированию системы управления экономикой, в корне изменить ситуацию с дисбалансом экономики страны не получилось, не было заметных улучшений и в жизни народа. В 1967 г. Чехословакия столкнулась с экономическими трудностями, выпуск продукции промышленности и сельского хозяйства с каждым годом сокращался, возникла напряженная ситуация со снабжением, уровень жизни народа падал, недовольство людей росло, обострились социальные конфликты. Одновременно из-за подстрекательства Запада внутри страны стали поднимать голову антисоциалистические силы. В этой ситуации внутри партии и за ее пределами число тех, кто требовал снять руководителя КПЧ  А. Новотного с должности и выступал за проведение реформ, день ото дня становилось все больше. В январе 1968 г. на пленуме ЦК КПЧ Александр Дубчек был выбран первым секретарем ЦК. После того как А. Дубчек вступил в должность, он предложил свою знаменитую «Программу действий», принял решение провести всеобщую реформу политической и экономической систем. Западные страны назвали этот период «Пражской весной».

Основное содержание проекта реформ заключалось в следующем:

  • во-первых, реформа системы руководства партии.

Предлагалось разделить функции партии и правительства, с тем чтобы партия не подменяла собой правительство, в противном случае происходит ослабление инициативы и чувства ответственности каждого органа, наносится ущерб авторитету партии.

  • Во-вторых, проведение реформы политической системы страны.

Власть не должна чрезмерно концентрироваться в каком- то одном звене, органе или в руках у кого-либо, нужно усилить строительство законов и правовой контроль, чтобы предотвратить самоуправство.

  • В-третьих, реформа старой экономической системы.

Направление всех усилий на подъем экономики и интенсификацию ее развития, развитие активной роли социалистического рынка, осуществление плановой рыночной экономики, внедрение многообразных форм общественной собственности; активное участие в международном разделении труда, постепенное открытие экономики Чехословакии мировому рынку.

  • В-четвертых, проведение независимой внешней политики.

Акцент на формирование своей собственной точки зрения на важные международные проблемы; укрепление в дальнейшем отношений с Советским Союзом и всеми остальными социалистическими странами, входящими в большую социалистическую семью, «на основе взаимоуважения, равенства суверенитета и интернационального единства» и одновременное проведение более активной европейской политики.

Однако по мере углубления реформ общественное мнение и средства массовой информации Чехословакии начали выходить из-под контроля. Подстрекаемые западной стратегией мирной эволюции, внутри страны подняли голову антисоциалистические силы, обострение противоречий в обществе привело к борьбе внутри партии. В стране появились антисоветские настроения, стали выдвигаться требования отказаться от советской модели, избавиться от контроля СССР и КПСС. Это вышло за рамки «терпения» Советского Союза. Внимание Советского Союза к реформам в Чехословакии перешло в давление, он начал вмешиваться и в конце концов прибегнул к военной интервенции. Так называемая «Пражская весна» потерпела поражение, вслед за ней закончилась и всеобщая реформа экономической системы Чехословакии. После неудачи «Пражской весны» экономическое и социальное развитие Чехословакии вновь вернулось к советской модели. Хотя следующий первый секретарь ЦК КПЧ Густав Гусак и произвел некоторые изменения в системе управления экономикой, однако они остались практически не замеченными обществом.

В марте 1986 г. прошел XVII съезд КПЧ , на котором была выдвинута стратегия ускоренного развития экономики, было выражено намерение продолжать реформу экономической и политической систем. Речь шла, например, о необходимости упрощения структур управления, усилении внимания к разделению функций партии и правительства; укреплении законодательства и его применения, развитии и совершенствовании социалистической демократии, поощрении участия трудящихся в управлении страной и общественных делах. Однако среди руководящих кадров существовали разногласия относительно вопросов реформ, деятельность оппозиции усиливалась день ото дня, для проведения реформ не хватало стабильной социальной обстановки, поэтому ее результаты были незначительными. В то же время реформа политической системы проводилась без создания необходимых для этого условий, что усилило рост оппозиционных сил.

 

4. Германская Демократическая Республика

 

После завершения Второй мировой войны в зоне советской оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР), также часто именуют Восточной Германией. ГДР начала строительство социализма в особой международной обстановке, к тому же она постоянно находилась на переднем крае борьбы двух лагерей — социалистического и капиталистического.

В последней декаде июля 1950 г. Социалистическая единая партия Германии (была создана в 1946 г. в результате слияния Коммунистической партии Германии и Социал - демократической партии Германии, находившихся на территории, занятой советскими войсками) провела III съезд, на котором было принято решение осуществить первый пятилетний план (1951-1955), преимущество при этом было отдано развитию тяжелой промышленности, поставлена зачада создания высокоцентрализованной системы управления и планирования. Начиная с весны 1956 г. в ГДР начали обсуждать, как строить социализм исходя из реальной ситуации, существовавшей в стране, был предпринят целый ряд практических шагов, таких как реорганизация системы управления промышленностью, учреждение государственного экономического комитета по единому управлению национальной экономикой, создание новых объединенных компаний государственных предприятий там, где находилось достаточно много предприятий одной отрасли и где управление промышленными предприятиями первоначально контролировалось центральной властью. Если смотреть сквозь призму 50-х годов XX в., то строительство социализма в ГДР хотя и столкнулось с множеством проблем и трудностей, однако все равно были достигнуты большие успехи. К концу 1959 г. ВВП на душу населения составил 1800 долларов, уровень жизни народа значительно повысился, на территории всей страны была введена система десятилетнего обязательного образования, было подготовлено большое количество квалифицированных техников и рабочих.

В начале 60-х годов XX в. произошло относительное замедление скорости развития экономики ГДР, к тому же на нее сильно влиял тот факт, что ее жители постоянно переезжали в Федеративную Республику Германию, в обществе нарастало волнение. Учитывая сложившуюся ситуацию, в январе 1963 г. Социалистическая единая партия Германии (СЕП Г) провела VI съезд, на котором было предложено с учетом реальной обстановки в стране усовершенствовать систему управления национальной экономикой и осуществить экономическую реформу. Например, были расширены права управления объединенными компаниями, в качестве основного критерия оценки деятельности предприятий была выбрана прибыль, также были отрегулированы цены на изделия промышленности, была реализована новая система цен на продукты сельского хозяйства и т.д. Эта реформа оказала содействие развитию экономики ГДР, национальный доход, промышленное производство, уровень потребления населения значительно повысились.

В 1971 г. состоялся VIII съезд СЕПГ, на котором был выдвинут курс «единства экономической политики и политики социального обеспечения» и решено «на основе конкретных условий нашей страны творчески строить социализм». Одновременно на съезде была принята «Резолюция об основных задачах построения в Германской Демократической Республике развитого социалистического общества». В 1976 г. на IX съезде СЕПГ был предложен курс строительства на основе интенсификации и рационализации, активного развития научно-технических исследований и расширения их применения. Начиная с 70-х годов XX в. среднегодовой прирост инвестиций в развитие интеллектуального потенциала страны составлял 10%, общий объем инвестиций — примерно 7—8% национального дохода. К началу 1980-х гг. в общем числе работников лица, имевшие профессиональное образование, составляли 80,2%. Денежные затраты на научные исследования также с каждым годом росли, в 1980 г. они составили 4,3% от национального дохода. Внимание к сфере образования и научным исследованиям, вложение инвестиций в вышеупомянутые области стали важными причинами устойчивого роста экономики ГДР во второй половине 1970-х годов.

В 1981 г. состоялся X съезд СЕПГ, на котором была выдвинута «экономическая стратегия 80-х годов», предполагалось упростить систему управления, одним из важных пунктов экономической реформы было создание совместных предприятий. К середине 80-х годов XX в. количество совместных предприятий, управляемых центральной властью, в таких областях, как промышленность, строительство, коммуникации, транспорт, связь, по всей стране составило больше 170. В 1987 г. СЕПГ постановила, что следует совместить демократию и управление из центра, с тем чтобы увеличить самостоятельность предприятий, повысить эффективность экономики и качество продукции.

 

5. Албания

 

В период с 1944 по 1985 г. Энвер Ходжа занимал пост руководителя партии, правительства и армии, всего он находился у власти около 42 лет. Под руководством Э. Ходжи Албания построила высокоцентрализованную политическую и экономическую систему, выступала против реформ и отстаивала точку зрения, что классовая борьба «является основным условием строительства социализма», а также главной движущей силой победы революции, строительства социализма и перехода к коммунизму. Эта точка зрения стала политическим курсом, принятым Албанской партией труда (АПТ), и ведущей идеологией ее работы в разных областях.

В 1948 г. состоялся I съезд АПТ, на котором был принят двухлетний план по развитию национальной экономики (1949-1950), решено реорганизовать и развивать промышленность, сельское хозяйство и транспортную отрасль. После завершения в основном двухлетнего плана в Албании, которая была отсталой аграрной европейской страной, произошли огромные изменения в соотношении удельного веса промышленности и сельского хозяйства в национальной экономики. Доля промышленности в ВВП выросла до 40,6%.

В 1952 г. прошел II съезд АПТ, на нем был принят пятилетний план (1951-1955), по которому главной задачей партии являлось укрепление союза рабочих и крестьян, усиление руководящей роли рабочего класса, увеличение инвестиций в инфраструктуру промышленности, с тем чтобы в быстром темпе превратить Албанию из отстающей аграрной в аграрно-промышленную страну. После окончания первой пятилетки в Албании в основном сформировалась высокоцентрализованная система управления экономикой. Во время проведения второй пятилетки (1956-1960) Албания решила опираться, главным образом, на использование имеющихся производственных мощностей и мобилизацию потенциала горнорудной промышленности, с помощью социалистической реорганизации сельскохозяйственного производства добиться его быстрого развития, ускорить коллективизацию сельского хозяйства. Когда второй пятилетний план был завершен, площадь пахотных земель коллективных сельских хозяйств составила 87% от их общей площади в стране, однако показатели сельского хозяйства совсем не были идеальными, уровень самообеспечения продовольствием не достигнут. После этого, в результате выполнив несколько пятилетних планов, к концу 1980 г. экономика Албании получила некоторое развитие, произошел рост производства в таких отраслях, как электроэнергетика, добыча каменного угля, руды, изготовление бумаги. Однако обстановка в экономике была плохой, не хватало средств, валюты, технология производства была отсталой, поэтому не происходило очевидных изменений.

В 1985 г. первым секретарем АПТ был избран Рамиз Алия. Он реализовал на практике ряд смелых преобразований в области политики и экономики. В теории было предложено избавиться от догматизма, сектантство было подвергнуто критике; в практической области было обращено внимание на развитие легкой и пищевой промышленности, была упрощена система контроля над рынком, от руководящих кадров потребовали изменить стиль работы, глубже изучать реальную действительность. Однако Р. Алия неоднократно подчеркивал, что следует всегда идти путем Энвера Ходжи, поэтому никаких существенных изменений в Албании не произошло.

***

В общем, после завершения Второй мировой войны страны Восточной Европы встали на путь социализма, поиски пути построения социализма были мучительными, каждая из стран добилась определенных успехов. После конфликта с Советским Союзом Югославия начала активно заниматься реформами, создала строй самоуправляемого социализма, нашла отличный от советской модели путь построения социализма. В Венгрии, Польше и Чехословакии проводились одновременно экономические и политические реформы, которые дали определенные плоды, но при этом все эти страны подверглись грубому вмешательству со стороны Советского Союза, были зависимы от него, реформы проходили в них через сложный и трудный путь. Румыния и Болгария обращали внимание на реформу экономической системы, однако при этом практически не занимались реформой политической системы. Руководство ГДР и Албании проявляли мало активности при проведении реформ, под внутренним и внешним давлением эти страны смогли реализовать лишь несколько частичных преобразований. Реформы во всех этих странах не смогли преодолеть закостенелую модель Советского Союза, они не были последовательными, оставили много нерешенных социальных проблем.

 

 Построение социализма во Вьетнаме,

Северной Корее, Лаосе, Монголии и на Кубе

 

После Второй мировой войны Вьетнам, Северная Корея, Куба, Лаос и Монголия под влиянием и при поддержке Советского Союза и Китая вступили на путь социализма, начали строительство социалистического строя и добились серьезных результатов. 

 

1. Вьетнам

 

В августе 1945 г. была создана Демократическая Республика Вьетнам, Франция никак не могла смириться с потерей своей колонии в Индокитае и развязала полномасштабную агрессивную войну. Коммунистическая партия Вьетнама, руководя вьетнамским народом в течение девяти лет войны, в 1954 г. одержала победу и освободила северную часть страны.

После восстановления на Севере мира Демократическая Республика Вьетнам занялась возрождением национальной экономики, провела масштабную аграрную реформу, были ликвидированы феодальные производственные отношения, повысилась производственная активность крестьян, укреплен союз рабочих и крестьян. Более чем 2 млн 100 тыс. крестьянских семей получили около 800 тыс. гектаров земли, которые составили 72,8% от земель районов, в которых проводилась аграрная реформа. Наряду с этим была проведена реквизиция и покупка предприятий, которые в прошлом находились под контролем французского капитала, также были приложены все усилия для строительства большого количества новых предприятий, что привело к быстрому росту государственной промышленности. В 1956 г. объем производства государственной промышленности составил 412% от показателей 1955 г., а в 1957 г. составил 156,2% от показателей 1956 г., по сравнению с 1955 г. вырос в 5 раз, в итоге объем производства превысил самые высокие показатели, существовавшие до войны.

С 1958 г. Вьетнам начал осуществление трехлетнего плана по развитию и преобразованию национальной экономики, в основном были осуществлены социалистические реформы в таких областях, как сельское хозяйство, ремесленное производство, капиталистическая промышленность и торговля, произошло развитие и укрепление сектора государственной экономики. В 1961 г. Вьетнам начал осуществлять первый пятилетний план и добился больших успехов, в этот период ВВП промышленности каждый год увеличивался на 14%, объем производства продовольствия вырос в 2 раза по сравнению с самым высоким показателем, достигнутым в 1939 г., производство продукции животноводства выросло в 2 раза, ВВП технических культур увеличился в 6 раз.

В августе 1964 г. США, установив на юге Вьетнама марионеточный режим, начала войну против Севера страны, попыталась уничтожить там народную власть, руководимую Коммунистической партией Вьетнама (КПВ). Под руководством КПВ вьетнамский народ в течение 10 с лишним лет вел войну сопротивления США и спасения Родины, за свое освобождение и в 1976 г. объединил Юг и Север. В декабре 1976 г. состоялся IV съезд Коммунистической партии Вьетнама, на котором было определено направление развития экономики и выработан второй пятилетний план. КПВ считала, что Вьетнам уже «вступил в период перехода к социализму», поэтому она взяла курс «на ускорение социалистических преобразований», на быстрое превращение «мелкого производства в крупное социалистическое производство», предложила как можно скорее избавиться от всех несоциалистических секторов экономики. Такое понимание и метод поспешного завершения «переходного периода» были оторваны от реалий страны, не соответствовали закономерностям развития социализма, в результате ситуация в экономике Вьетнама день ото дня ухудшалась, рост валового национального продукта с 11 %, достигнутых в 1976 г., не смог подняться выше 1 % в 1979 г., показатели экономики, определенные вторым пятилетним планом, не были достигнуты. В декабре 1986 года КПВ провела VI съезд, на котором произошло осмысление и обобщение прошедших 10 лет и появилось новое понимание проблем. На нем было заявлено, что у КПВ не было достаточного понимания того, что понять, что «переход к социализму» — это достаточно длительный исторический процесс, было указано, что во Вьетнаме переходный период непременно будет длительным и сопряжен с множеством трудностей, что сейчас Вьетнам находится на «начальной стадии переходного периода» и эта начальная стадия также является большим переходным периодом; было решено осуществить политику «всеобщего обновления и открытости». С этого времени начался новый период развития социализма во Вьетнаме.

 

2. Корея

 

В июле 1953 г., после завершения Корейской войны, Трудовая партия Кореи тотчас же призвала народ страны активно участвовать в излечении ран, нанесенных войной, в тяжелой борьбе по восстановлению экономики страны. В августе 1953 г. Центральный Комитет партии провел VI пленум, на котором обсуждался и был утвержден курс на восстановление и развитие национальной экономики, определена основная линия послевоенного экономического развития, а именно: «преимущество отдавать развитию тяжелой промышленности и одновременно развивать легкую промышленность и сельское хозяйство». Согласно этому основному курсу, при безвозмездной помощи Китая, Советского Союза и других социалистических стран с 1954 г., Северная Корея начала осуществлять третий пятилетний план по восстановлению и развитию национальной экономики. К концу 1956 г. ВВП государственной и кооперативной промышленности на 22% превысил запланированный, по сравнению с 1953 г. в 1,8 раза вырос, а по сравнению с 1949 г. увеличился на 80%. В восстановлении и развитии сельского хозяйства также наблюдались большие успехи, валовая продукция продовольствия росла с каждым годом, достигнув 287,3 млн тонн, по сравнению с 1953 г. его производство увеличилось на 24%. Уровень жизни народа значительно повысился, национальный доход в 1956 г. вырос в 1,1 раза по сравнению с 1953 г., а по сравнению с 1949 г. увеличился более чем на 40%, реальные доходы рабочих, служащих и крестьян превысили доходы довоенного периода.

В результате упорной борьбы народ Северной Кореи не только раньше намеченного срока выполнил задачи трехлетнего плана, но и перевыполнил их. В 1956 г. удельный вес социалистической экономики в промышленном производстве уже достиг 98%. Это не только помогло восстановить экономику, серьезно пострадавшую во время войны, но и значительно изменило ненормальную ситуацию, характерную для существовавшей ранее колониальной экономики. Также была сделаны первые шаги по созданию основ национальной экономики, была коренным образом изменена экономическая структура общества, укреплена база социалистической экономики.

В период 1957-1961 гг. Северная Корея начала осуществлять первый пятилетний план по развитию национальной экономики, приоритет по-прежнему был отдан развитию тяжелой промышленности, к концу 1958 г. социалистические преобразования были в основном завершены, в 1961-1967 гг. в Северной Корее осуществлялся семилетний план развития национальной экономики, затем он был продлен еще на три года, промышленное производство получило достаточно большое развитие, произошли очевидные изменения в экономической структуре.

С 1956 по 1970 г. ВВП промышленности вырос в 10,6 раза. В ноябре 1970 г. Трудовая партия Северной Кореи на своем V съезде заявила: страна уже выполнила историческую задачу осуществления социалистической индустриализации. В 1971-1976 и в 1978-1984 гг.  Северная Корея последовательно осуществила шестилетний и второй семилетний планы развития национальной экономики, дело строительства социализма достигло значительного прогресса, различные отрасли промышленности стремительно развивались. В 1979 г. валовой национальный продукт промышленности по сравнению с 1970 г. вырос в 3,8 раза, производство потребительских товаров выросло в 3,7 раза. К 1984 г. объем производства продовольствия составил 10 млн тонн, в среднем на душу населения приходилось 550 килограммов. С 1975 г. во всей стране начала реализовываться система обязательного 11 -летнего образования.

 

3. Куба

 

Пройдя через длительный период вооруженной борьбы, кубинский народ под руководством Фиделя Кастро сверг проамериканскую диктатуру Фульхенсио Батисты и в январе 1959 г. создал революционное правительство. В 60-е годы XX в. Куба начала социалистические преобразования. В первую очередь были национализированы крупные предприятия и предприятия иностранного капитала, затем путем выплат компенсаций были национализированы крупные и средние магазины. В 1968 г. началось «движение революционного наступления», произошла национализация частной торговли и ремесленного производства. Благодаря проведению аграрной реформы 70% земли страны было национализировано и созданы сельскохозяйственные производственные кооперативы. С этого времени на Кубе начался исторический этап «всеобщего строительства социализма».

Из-за политической подрывной деятельности США, экономической блокады, дипломатической изоляции, а также из-за того, что при построении социализма были допущены «ошибки идеалистического характера», нарушались объективные экономические законы в течение десятилетия, экономика Кубы развивалась медленно. Исключением является период с 1971 по 1975 г., когда экономический рост достиг больше 10%, в остальное время скорость роста оставалась низкой. Но Куба известна всему миру своим высоким уровнем социального обеспечения; в течение долгого времени в стране осуществляются бесплатные образование, медицинское обслуживание и социальное страхование, что принесло реальную пользу всему народу страны, усилило влияние социализма.

С середины 90-х годов XX в. Куба начала реализовывать политику реформ и открытости, развитие экономики стало постепенно выходить из состояния спада, в стране продолжала укрепляться вера в социалистический путь развития.

 

4. Лаос

 

Лаос позднее всех остальных стран начал строить социализм, социалистический режим был установлен в нем лишь в 1975 г. В 1976 г. начались социалистические преобразования, в деревнях развернулось всеобщее движение кооперирования, государство стало закупать у крестьян излишки продовольствия. В 1979 г. Народно-революционная партия Лаоса заявила о переходном периоде к социализму. Этот метод перепрыгивания через этапы был далек от реальной ситуации, существовавшей в Лаосе, привел к застою в экономике, экономика и жизнь народа не могли избавиться от крайней отсталости и бедности.

В ноябре 1986 г. состоялся IV съезд Народно-революционной партии Лаоса, на котором был обобщен опыт прошлых лет и извлечены уроки, на нем было заявлено, что при проведении социалистических преобразований партия была подвержена идеям субъективизма и поспешности, система управления экономикой была слишком централизована, обюрокрачена и универсальна, вопросы экономической эффективности учитывались мало; было решено перейти к политике «обновления и открытости».

Что касается сферы экономики, то в деревнях начали реализовывать систему семейного подряда, были увеличены инвестиции в сельское хозяйство, укреплено законодательство, касающееся сельского хозяйства, также начали постепенно осуществлять систему ирригационных работ.

Что касается сферы политики, это выразилось в сокращении административного аппарата, повышении эффективности работы кадров, совершенствовании кадровой системы, улучшении качества кадров, постепенной замене старых руководящих кадров новыми, требовании, чтобы кадровые работники обладали революционным духом, знаниями и были молодыми по возрасту, усилении работы по созданию честного правительства и демократической законодательной системы.

Что касается внешних связей, то Лаос стал активно проводить политику открытости, были разработаны законы и правила для улучшения условий инвестиций внутри страны, привлечения иностранных инвестиций, для чего стали проводиться соответствующие мероприятия, были укреплены торговые отношения с другими странами. Реализация политики «обновления и открытости» ускорила развитие экономики страны. Лаос стал одной из самых немногих отсталых развивающихся стран, сумевших обеспечить рост экономики.

 

5. Монголия

 

Начиная с 1948 г., Монгольская Народная Республика успешно реализовала семь пятилетних и один трехлетний план по развитию национальной экономики. Около 40 лет при поддержке Советского Союза, Китая и других социалистических стран Монголия проводила социалистические преобразования, максимально использовала внутренние ресурсы, усиленно развивала производительные силы. Произошло повышение материального, культурного и жизненного уровня трудящихся, много сил было отдано на развитие здравоохранения, культуры, образования. Все это позволило Монголии из страны, где единственной отраслью было лишь животноводство, превратиться в современное индустриальное государство, обладающее такими промышленными отраслями, как горнодобывающая, энергетическая и топливная. Валовая общественная продукция с 2,7 млрд тугриков в 1960 г. выросла до 6,40 млрд тугриков в 1980 г., увеличившись в общей сложности в 2,4 раза. Объем производства на душу населения в среднем в 1980 г. по сравнению с 1960 г. вырос на 95%, ВВП промышленности к 1980 г. по сравнению с 1960 г. увеличился в 34,9 раза. Если доля ВВП промышленности в общем ВВП страны в 1960 г. составляла 24,5%, то к 1980 г. она увеличилась до 42,5%. В 1956 г. городское население Монголии составляло 21 %, в 1989 г. уже 55,7%. Средняя заработная плата рабочих и служащих в 1980 г. по сравнению с 1960 г. увеличилась на 30%. В 1976 г. процент людей в возрасте от 16 до 49 лет, получивших начальное образование и выше, составил 92,8%. Число средних профессиональных училищ в 1978 г. по сравнению с 1960 г. выросло на 60%, число учащихся в них увеличилось в 2 раза.

 

Источник

История международного коммунистического движения

 



Категория: Классовая борьба | Просмотров: 19 | Добавил: lecturer | Теги: Сталин, классовая борьба, революция, коммунистическое движение, китай, история, история СССР, диктатура пролетариата, коммунизм, теория
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература Большевик политика буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь Лекции работы Ленина поэт СССР Сталин атеизм религия Ленин марксизм самодержавие фашизм Социализм демократия история революций история революции экономика китай советская культура кино классовая борьба красная армия классовая память писатель боец Аркадий Гайдар царизм Гагарин достижения социализма первый полет в космос научный коммунизм Ленинизм музыка Биография Карл Маркс украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира молодежь комсомол песни профессиональные революционеры история комсомола Великий Октябрь история Октября слом государственной машины история Великого Октября семья построение социализма поэзия Сталин вождь рабочая борьба деятельность вождя съезды партии партия пролетарская революция Фридрих Энгельс документальное кино Советское кино рабочее движение история антифа культура империализм капитализм исторический материализм россия История гражданской войны в СССР Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика
Приветствую Вас Товарищ
2017